Программа Второго российского фестиваля локальных культурных брендов «Живое наследие» (со ссылками на ZOOM- подключение)
Публикуем программу фестиваля, который состоится 2 июля 2021 г. на площадке Общественной палаты Российской Федерации по адресу: г. Москва, Миусская пл., д. 7, стр. 1
2 июля 2021 г.
9.00-10.00 Регистрация участников фестиваля (очно)
Работа экспозиции
9.00-19.00 «Увидеть, услышать, попробовать!»: выставка локальных культурных брендов регионов России. Презентации и дегустации.
Холл 1 этажа
9.00-20.30 Локальный кинотеатр: видеоролики и фильмы о культурных брендах регионов России (Экран в холле 1 этажа)
Деловая программа
10.00-10.30 Торжественное открытие фестиваля, Холл 1 этажа
Открытие выставки «АртПередвижение – Настоящая Россия». Артистическая программа.
10.30-12.00 «Живое наследие: как сохранить и продвинуть локальные культурные бренды России»: пленарное заседание, Большой конференц-зал (1 этаж)
Панельная дискуссия:
Елена Лысенкова, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму,
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив,
Лилия Нургатина, заместитель директора департамента Министерства промышленности и торговли России,
Олеся Харитоненко, глава города Евпатории, член Государственного совета Российской Федерации (онлайн),
Алексей Волков, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (онлайн),
Сергей Корлыханов, заместитель директора Русского географического общества (онлайн),
Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ (онлайн),
Модератор: Андрей Максимов, председатель Комиссии ОПРФ, основатель платформы Живоенаследие.рф
«Культурный код» территории, «аромат места» в условиях интоксикации от массового потребления имеет потенциал повышенной привлекательности. Бюджетных денег на сохранение материального и нематериального наследия критически не хватает, а сохранение его в виде «музейных экспонатов» не всегда интересно. Зато творческая обработка «живой культуры», создание на этой основе туристических продуктов, воплощение деятельность творческих сообществ на местах - ключевой работающий метод сохранения наследия. Идентичность создает локальную экономику и формирует точки социального роста в российских регионах. Платформа Живоенаследие.рф создала навигацию по российским локальным «магнитам» и систему информационного обмена между их носителями, а конкурс ТОП-1000 культурных и туристических брендов открыл множество потенциальных «звезд».
Как культурное наследие «заставить работать» на экономику территории? Как локальные бренды сделать конкурентоспособными во внутреннем и въездном туризме? Как объединить творческую энергию местных сообществ для развития и продвижения территорий? Как использовать для этого интернет-платформу Живоенаследие.рф?
12.00-12.30 Кофе-пауза и дегустации локальных гастрономических брендов
12.30-14.20 Круглые столы
-
Культурное наследие: как сделать его живым? (Столыпинский зал)
Сохранение объектов культурного наследия – очень сложная задача в стране и в мире. Памятники истории и культуры разрушаются от ветхости и отсутствия должного ухода, горят, а иногда сносятся или меняются до неузнаваемости (по законным и незаконным основаниям). Поддержание, восстановление и даже регулярный надзор состояния наследия страдают от явного дефицит ресурсов. При этом «музеефикация» наследия – лишь один из методов его сохранения. Спрос на мемориалы и монументы ограничен: чтобы привлечь к сохранению наследия активистов, инвесторов, управленцев и волонтеров, нужно обеспечить привлекательность или современное использование объекта.
Какие формы ревитализации наследия используются или могут быть использованы? Как привлечь внимание к объекту наследия и сделать его локальным или глобальным брендом? Как сделать, чтобы в культурное наследие вкладывались внебюджетные деньги, но их облик сохранялся?
Модераторы: Артем Демидов, председатель Центрального Совета Всероссийского общества памятников истории и культуры,
Дмитрий Лисицин, координатор Экспертного совета по малым территориям,
Ключевые спикеры:
Юрий Щегольков, директор Фонда развития малых исторических городов, профессор Финансового университета при Правительстве России,
Анисия Евдокимова, амбассадор ОСИГ, создатель стартап проекта в культуре и туризме Biletarium,
Павел Гнилорыбов, руководитель проекта «Архитектурные излишества»,
Ольга Зевеке, зав.кафедрой туризма ИГБиТ Российского университета дружбы народов
Пандемия коронавируса кардинально изменила запрос туристов и структуру туристического потока. Туризм стал не только «более внутренним», но и более региональным/локальным. Потенциальные туристы стремятся сократить “плечо” путешествия, удешевить его, гарантировать и обезопасить поездку, пересесть с самолета на автомобиль. Все это создает потенциал для «взлета» новых локальных брендов, их туристической востребованности. Однако общий настрой на сокращение перемещений и замещение осложняет задачу продвижения локальных турпродуктов, а при открытие международных границ рост внутреннего туризма может быть нивелирован.
Может ли локальный колорит спорить с экзотикой дальних стран? Как региональным путешествиям выдержать конкуренцию с «виртуальным туризмом» и зарубежным предложениям при открытии границ? Какие новые виды туризма можно вырастить на местах - сельский, экологический, индустриальный, гастрономический? Пойдут ли в ход арт-туры, ретрит-поездки или квест-туризм?..
Модератор: Андрей Максимов, председатель Комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, основатель платформы Живоенаследие.рф
Ключевые спикеры:
Юлия Рыбакова, советник руководителя Федерального агентства по туризму,
Марина Шерешева, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров,
Мария Бадмацыренова, руководитель проектного офиса туризма Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики,
Татьяна Каледина, генеральный директор Агентства по развитию туризма Калужской области,
Алдар Доржиев, директор национального парка "Тункинский", лидер ТРК Тункинская долина,
Галина Березина, заместитель директора Агентства по туризму Ульяновской области,
Анна Лабазанова, генеральный директор ООО «Визиторен» (Оренбург),
3) Креативные индустрии: возможны ли они вдали от столиц? (Зал им. В.Л. Глазычева)
В международный год креативной экономики, которым 2021-й объявлен ООН к творческим индустриям приковано особое внимание. Однако на виду чаще крупные столичные кластеры, созданные недавно в Москве и Санкт-Петербурге по стандартам современного мира. Между тем, опыт работы платформы Живоенаследие.рф показывает наличие самых разнообразных креативных сообществ и площадок в самых разных уголках страны. Часто на фундаменте народных промыслов и ремесел, местных традиций, возрожденной идентичности создаются инновационные продукты, открывающие малому городу или селу дверь в постиндустриальный мир, минуя этап промышленного развития.
Можно ли изобретать креативные практики вдали от мегаполисов? Как «вытащить» территорию из зоны депрессии на фундаменте локального колорита? Есть ли креативные кластеры в российской глубинке и каковы перспективы их развития?
Модератор: Наталия Белякова, руководитель коммуникаций "Родных городов - программы социальных инвестиций ПАО «Газпром нефть», ст.н.с. Центра территориальных изменений и городского развития ИПЭИ РАНХиГС
Ключевые спикеры:
Голиков Дмитрий, Полпред Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства (ОСИГ) по Центральному федеральному округу, председатель комитета ОСИГ по развитию кинотуризма,
Елена Васильева, профессор Санкт-Петербургского экономического университета,
Денис Щукин, директор фонда «Креативные практики», куратор проекта Calvert Forum и Индекса креативного капитала,
Илья Токарев, заместитель руководителя Центра практик качества жизни Агентства стратегических инициатив,
Александра Ненько, руководитель лаборатории качества городской жизни Санкт-Петербургского государственного университета
14.20-15.00 Обед
15.00-17.00 Интерактивные сессии
1) Как найти и оседлать локальный бренд? Как рассказать о нем людям? (Столыпинский зал)
Мария Неласова, руководитель Сообщества блоггеров «Travel-Russia»,
Татьяна Барлас, редактор портала Живоенаследие.рф,
2) Как сделать на основе локального бренда туристическое событие и сувенир? (Зал Совета)
Геннадий Шаталов, основатель национальной премии Russian Event Awards и национального конкурса «Туристический сувенир»
Экспертная дискуссия. Презентация книги «Туристический сувенир: от идеи до туриста».
3) Медиадрайверы и медиаплатформы: как найти ресурсы для продвижения локальных брендов? (Зал им. В.Л. Глазычева)
Владислав Шулаев, директор по развитию территорий Коммуникационного агентства AGT
Наталия Белякова, руководитель коммуникаций "Родных городов - программы социальных инвестиций ПАО «Газпром нефть», ст.н.с. Центра территориальных изменений и городского развития ИПЭИ РАНХиГС
17.00-17.30 Перерыв
17.30-19.30 Вручение сертификатов «ТОП-1000 культурных и туристических брендов России». Творческие выступления.
Большой конференц-зал (1 этаж)
19.30-20.30 Дружеское общение.
"Культ плова" - дегустация и чествование победителей.