Войти
Меню

Сибирский тракт

Тип бренда
Образы
Категория
Время появления
Статус
живой
Контактные данные
0
 
5
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Сибирский тракт (он же Московский, Московско-Сибирский, Великий тракт, Государева дорога, Осьмая государственная дорога) - старинный сухопутный маршрут, соединяющий европейскую часть России через Сибирь с границей Китая. Это крупнейшая в мире трансконтинентальная сухопутная магистраль. Расстояние по тракту от Москвы до Пекина оценивалось в 8332 версты, по другим данным — 8839 вёрст. Это четверть длины экватора. Полтора века это была главная дорога в России, связывающая Европу и Азию. Трактом пользовались и другие государства Европы для торговли с Китаем. Дорога оказала огромное влияние на города и поселения, мимо которых она проходила.

История

При Петре I путь из Европы в Азию состоял из множества сухопутных дорог, волоков, водных путей. Главный толчок к строительству сухопутного тракта дал Кяхтинский российско-китайский договор (1725 год). Между двумя государствами завязались отношения в разных областях, требовалось хорошее сообщение. Началось строительство, которое продолжалось до середины XIX века.

По Европейской части России существовало две ветви тракта: Южная – через Казань и северная, шедшая по Вятскому краю. Соединившись в Пермском крае, они шли через Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки Тару, Каинск, Колывань, Томск. Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск, Охотск, а южная — на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на восток на Нерчинск и вдоль Шилки и Амура, а вторая поворачивала на юг до Кяхты, к границе с Цинской империей.

Екатерина II дала распоряжение посадить вдоль тракта березы для защиты от снежных заносов и обозначения пути. И сейчас на бывшем тракте можно увидеть очень старые березы. При Екатерине были поставлены верстовые столбы, начали строиться почтовые станции с избами для ямщиков.

Сибирский тракт был единственной возможностью попасть на восток для купцов, переселенцев, ученых, путешественников. В 1837 году по тракту ехал наследник престола, будущий император Александр Второй. Тракт имел печальную славу: по нему шли арестанты в Сибирь, поэтому он в народе назывался великим кандальным путем. Вдоль всего тракта стояли этапные остроги. Длительность пути от Петербурга до Иркутска составляла два года. При острогах обязательно был кузнец, он снимал кандалы на отдыхе, потом снова заковывал заключенных. По тракту проходили и проезжали декабристы, потом их жены. Александра Муравьева везла декабристам послание Пушкина. Дважды в Якутию в ссылку и обратно ехал Александр Радищев. Этот путь проделали Федор Достоевский и Николай Чернышевский.

После появление железных дорог на Урале Сибирский тракт постепенно терял значения для экономики. Строительство Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1903 году, свело на нет необходимость Сибирского тракта. В 30-е годы XX века началось новое благоустройство Сибирского тракта: его асфальтируют Полностью завершили этот процесс только в 1993 году.

Состояние

Европейская часть России связана с Сибирью и Дальним Востоком автодорогой М-7. Современная трасса отличается от старого тракта, ее маршрут в ряде мест пролегает по новому пути для спрямления автомагистрали. Многие участки, не вошедшие в магистраль, в наше время сохранились и используются, другие заросли травой и деревьями.

Во многих населенных пунктах, через которые проходил тракт, главная улица названа в его честь. Сибирская улица Перми – фактически ровесник города. По центру поселка Егошихинского медеплавильного завода (будущего города Пермь) проходила дорога из Москвы в Сибирь. В советское время улица называлась именем Карла Маркса, а в 1998 году ей вернули старое название. На Сибирской улице располагались Дворянское собрание, дом губернатора, застава, «Загородный сад» (ныне Сад им. Горького), пересыльная тюрьма.

Сибирскому тракту посвящены четыре музея: два в Удмуртии, по одному в Татарстане и в Омской области.

Впечатления

Межрегиональный туристский проект «Сибирский тракт» ставит своей задачей создать в регионах, по которым проходил тракт, разнообразную по форме, но связанной в единую систему культурно-туристическую среду, насыщенную автотуристскими сервисами. Сибирский тракт рассматривается не столько как дорога или туристический маршрут, а как комплексный проект с единой концепцией и под общим брендом. Проект «Сибирский тракт» реализуется в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Бурятия, а также в Красноярском и Забайкальском краях. Он включает две группы мероприятий: информационно-событийные и инвестиционные.

Первая группа мероприятий представляет собой увязанные единым замыслом акции, в реализации которых задействованы местные артефакты, исторические события, образы, мифы и легенды. Наиболее известной из этого ряда является акция «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин». Мероприятия второй группы формируют материальную среду реализации проекта: создание новых и реконструкция существующих музеев и памятников, развитие туристической и транспортной инфраструктуры, запуск туристических маршрутов, обустройство туристических зон.

Для гостей Пермского края создан туристический маршрут «Сибирский тракт: Пермские истории». В двухдневный маршрут включены важнейшие города на старом Сибирском тракте – Пермь и Кунгур. А пятидневный маршрут дополнен и другими территориями.

Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru