Чувашская вышивка
Главное
Вышивка-национальная гордость чувашского народа. Молва о ярких полотнах и нарядах с оригинальными узорами зигзагообразной и геометрической формы, что из города на Волге, ходит с давних времен по всему миру. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Чувашская вышивка, единственная в своем роде, не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Чувашская вышивка - это отражение жизни народа в узоре, это её религия, вера, надежда. Она – носительница тысячелетней наследственной программы.
История
Вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки с детства обязаны были владеть искусством вышивания. Первоначально вышивка была примитивной – стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобрели очертания различных геометрических фигур, а также изображения птиц, зверей, древа жизни. Орнамент каждой украшенной вещи был неповторим в узорах. Чувашки обычно не копировали вышивку, поэтому каждая из них становилась уникальной. Любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или оберегом. Символы, знаки вышивки позволяли определить положение человека в обществе и его принадлежность к определённой родовой группе. А еще узор можно сравнить с песней, сказкой, смысл которой не в том, что на поверхности, а в том, что внутри – а это не сразу увидишь. Узор был трехуровневым: близь – один узор, даль – второй узор, глубь - третий узор. Читать орнамент нужно снизу вверх или по принципу зеркального отражения, добавляя значение цвета. Ткани, нитки имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из корней, коры растений, листьев, цветов, плодов. А также красили сажей, золой, глиной. Небольшие траты делались только для приобретения игл и шелковых ниток для вышивания. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Белый цвет – цвет мудрости. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух. Жёлтым цветом вышивали солнце. Зелёный цвет – признак жизни, роста и развития. Синий цвет символизирует небосвод. Вышивкой сопровождалось любое событие в жизни чувашей: рождение ребенка, праздники, свадьба, проводы на службу и даже проводы в последний путь. В этих вышивках отражалось представление вышивальщиц о миропонимании, мироздании, их быт, культура.
Состояние
В последнее время интерес к национальной вышивке растет. В каждом доме чувашей бережно хранятся вышитые салфетки и полотенца. Одежду с элементами национального орнамента с удовольствием носят не только в Чувашии, но и за ее пределами. Разумеется, эти наряды далеки от одеяний наших предков, но они несут в себе народную память и напоминают нам об уникальной культуре с тысячелетней историей. Хотя на улице сложно встретить человека в одежде с чувашским орнаментом, ее стало модным использовать, например, на свадьбах.
Впечатления
В чувашской вышивке радует богатство узоров, нитей и цвета, своеобразие швов и филигранность их исполнения, а особенно восхищаются отсутствием изнанки: вышивка не имеет узлов и с обеих сторон выглядит одинаково. Каждая вышивка обладает биоэнергетическим ресурсом. Масмак – (налобная повязка) снимает головную боль, кеске – (нагрудная вышивка) сердечную, а сурпан – душевную. Чувашские вышивальщицы живут долго, и до самой смерти сохраняют ясный ум.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|