Андрей Рублев
Главное
Андрей Рублев - святой преподобный иконописец, величайший художник Средневековья, автор самого поэтичного и загадочного произведения русского искусства – иконы «Троица». В своих работах художник, как никто другой, выразил духовные идеалы православия.
История
Жизнь Андрея Рублева проходила в знаменательные для Древней Руси годы. Хотя после победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) Золотая Орда продолжала свои кровавые набеги на русские земли, в умах людей произошел важный перелом. Крепло убеждение, что залог полной победы и освобождения страны от татаро-монгольского ига кроется только в единении сил, в объединении раздробленных княжеств вокруг московских земель. Огромную роль здесь сыграла победа под предводительством московского князя, которая показала, на что способны русские люди, единодушно вступившие в борьбу с общим врагом. Во всех русских княжествах наблюдался стремительный рост национального самосознания.
Это были также годы и необычайного расцвета монастырской жизни, который объяснялся самыми разными причинами: от необеспеченности существования до аскетических идеалов, господствовавших в древнерусской литературе. Стремление попасть в монастырь у многих было настолько велико, что сложилось мнение, что в миру вообще «спастись не мощно». Именно в стенах монастырей формировалась тогда русская духовная культура, которая вскоре стала частью европейского наследия.
О великом иконописце известно чрезвычайно мало. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым. Родился он в Московском княжестве, ориентировочно в 1370 г., воспитывался в светской ремесленной среде. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг, жил в глухих лесах, в ближайшем окружении Сергия Радонежского, неумолимого врага княжеских междоусобиц, вдохновителя Куликовской битвы. Позже стал жить в Москве, в монастыре, основанном учеником преподобного Сергия – Андроником. Писал работы для великих князей Василия и Юрия, сыновей Дмитрия Донского.
Вращаясь в среде лучших людей своего времени, сформировавших его мировоззрение, художник никогда не отделял себя от народа, его дум, горестей и чаяний. Он наверняка остро осознавал необходимость создания такого искусства, которое отвечало бы новым запросам времени.
В монастыре Андрей Рублев получил прекрасное образование, изучая творчество византийских, итальянских и других мастеров. Особенно внимательно присматривался он к произведениям знаменитого Феофана Грека и других работавших в Москве греческих живописцев. Однако их образцам Андрей Рублев никогда не подражал слепо. Следуя строгим церковным канонам, его живопись тем не менее приобрела невиданную дотоле мягкость, задушевность, чистоту и эмоциональность, которые так отличают русскую икону ХV века от византийской суровой, почти сумрачной, живописи. В его произведениях все настойчивее пробивалось подлинное человеческое чувство. Основная трудность при изучении его творчества заключается в том, что ни от него самого, ни от его учителей и учеников, упоминавшихся в летописи, не дошло ни одного подлинного произведения. Первое упоминание о нем в летописи относится к 1405 г.: Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского кремля. На языке летописи тех времен расписать церковь означало не только расписать стены, но и написать иконы для иконостаса. Ученым выделить иконы, выполненные Феофаном, не составило труда, так же как и установить, что «праздничные иконы» писали Прохор и Рублев. А уже дальше по многочисленным признакам они отделяли его работы от работ Прохора.
Умер художник в Москве, предположительно в 1430 г., похоронен в Андрониковом монастыре, где в 1947 г. был основан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Местночтимым святым он стал в XVI в., а в 1988 г. Русская православная церковь его канонизировала, и он вошел в число общероссийских святых.
Состояние
Благодаря гениальному художнику, в мировом кинематографе появился еще один шедевр – фильм его тезки, великого русского режиссера Тарковского, «Страсти по Андрею» (более известный как просто «Андрей Рублев»). В фильме воссоздана впечатляющая по силе художественного воздействия атмосфера того времени – страшного, тревожного, но, как оказалось, отнюдь не безнадежного. Одним из символов этой надежды для всех русских людей стал святой преподобный иконописец Андрей Рублев.
Впечатления
Как и любому гению, Рублеву приписывают огромное количество произведений, к которым он, по всей видимости, не имел прямого отношения. К ним относят фрески Успенского собора в Звенигородском городке, иконы «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» – все около 1399 г.).
Единственно, что установлено более или менее твердо, это авторство его главного шедевра, созданного в 1420 г. (по другим источникам – в 1411 г.). Икона «Троица» хранится сегодня в Третьяковской галерее.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|