Войти
Меню

Храм Покрова в Филях

Тип бренда
Сооружения
Категория
Культовые сооружения
Время появления
1689-1694 гг.
Статус
живой
Контактные данные
5
 
4
0
Автор
Екатерина Жилякова
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

«Лёгкая кружевная сказка, с которой может соперничать только Покров на Нерли. Чисто московская, а не европейская красота...» Так писал о Покровской церкви в Филях знаменитый художник, академик, реставратор Игорь Грабарь. Краснокаменный, а сегодня розовый, нарядный и одновременно величественный храм – один из самых красивых в Москве и один из немногих сохранившихся ярких образцов т.н. нарышкинского стиля, который иногда называют ранним московским барокко. Именно этот стиль, ставший мостиком от исконного русского узорочья к европейской архитектуре, вдохновил академика Дмитрия Лихачева на то, чтобы посвятить жизнь древнерусскому искусству.

У этой «обедневшей царевны» русского православия была непростая судьба: даже во времена возрождения православной церкви Покровский храм попал в нестандартную ситуацию. Удивительным образом в храме сохранились некоторые фрески и иконы, деревянный престол XVII века, и тем не менее этот памятник русского зодчества отчаянно нуждается в реставрации.

История

Дядя Петра I Лев Нарышкин, на глазах которого во время Стрелецкого бунта были убиты двое его братьев, дал обет: если уцелеет - построит храм в честь Спаса Нерукотворного. По иронии судьбы, после победы Петр отдал Нарышкину земли подстрекателей бунта Милославских, в том числе филевскую усадьбу с деревянной Покровской церковью. 20-летний Нарышкин обещание выполнил (а Петр пожаловал на строительство целое состояние). Так появилась домовая (!) церковь – один из первых в России «восьмерик на четверике», с Покровским храмом на первом этаже («четвериком») и храмом Спаса Нерукотворного, которому молился о своем спасении Нарыщкин, на втором ярусе («восьмерике»).

Пышный белокаменный декор на богатом красном здании стал приметой нового многосоставного стиля, который назвали нарышкинским, а потом и московским барокко. Несколько выстроенных в такой манере церквей (среди которых храмы Новодевичьего монастыря) соединили древнерусское узорочье и новые европейские веяния, которые затем проявятся при строительстве Санкт-Петербурга. Влияние нарышкинского барокко на развитие всей архитектуры России в XVIII веке переоценить невозможно. Этот стиль произвел большое впечатление даже на Наполеона, который приказал сжечь Кремль, но сохранить другой ярчайший пример нарышкинского стиля – Храм Успения на Покровке. Через два столетия Успенский храм будет разрушен советским правительством ради расширения улицы – несмотря на протесты ведущих архитекторов из числа дореволюционной профессуры. Возможно, именно эта неудача сподвигла Петра Барановского (он спас Храм Василия Блаженного и Казанский храм на Красной площади) создать в 1947 году Музей древнерусской архитектуры, который бы в том числе хранил память и московское барокко. Именно филиалом этого Музея имени Андрея Рублева впоследствии станет Покровский храм в Филях. Это сохранит его, но обречет на годы медленного разрушения. В 1941-м службы в Покровском храме в Филях были прекращены, с храма сняли купола и разобрали верхний ярус, и все же зажигательные бомбы попали в него. До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем двадцать лет был складом. В 1955-м началась реставрация храма, в 1971-м его передали в аренду Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и накануне Московской Олимпиады 1980 года открыли для посетителей как филиал этого музея.

Состояние

Передача Храма Покрова Музею Андрея Рублева сослужила странную службу. Несмотря на то, что музей опекала жена главы государства Раиса Горбачева, у организации не было достаточно денег, чтобы поддерживать храм XVII века в нормальном состоянии. При этом храм был внесен в список памятников истории и культуры федерального значения.

В 1990 году при Покровском храме была создана община верующих, которая сразу начала бороться за возобновление богослужений. Первый молебен (его отслужил Патриарх Алексий III) прошел только в 1992-м. Следующие 25 лет община и дирекция музея провели, скажем так, в дебатах о передаче храма РПЦ. Внизу, в Покровском храме, собиралась община и раз в неделю служили литургии, на втором ярусе работал музей. Дело дошло до руководства страны: в 2000 году Правительство России издало специальное распоряжение о совместном использовании храма общиной и музеем. РПЦ передали храм только в 2017-м. О напряжении тех лет можно судить хотя бы по тому, что сегодня на сайте музея нет ни одного упоминания о Покровском храме! Все это не лучшим образом сказалось на состоянии храма. Но даже покрытый шрамами и подернутый патиной времени, этот шедевр московского барокко не может никого оставить равнодушным.

Впечатления

Можно лишь горько сожалеть об утраченных во время войны с Наполеоном петровских витражах, или об украденной то ли после Революции 1917 года, то ли в Великую Отечественную войну той самой иконе Спаса Нерукотворного, которой молился Лев Нарышкин. Восьмиярусный иконостас верхнего храма, который, как и каменные кружева, еще при Нарышкине делали мастера Оружейной палаты и золотописной мастерской Посольского приказа, был воссоздан в XIX веке. По одной из гипотез, лики на некоторых иконах фряжского письма, отличавшегося почти портретным рисунком, были «списаны» с самих Нарышкиных. В лике архидиакона Стефана на вратах жертвенника некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Из первоначального сохранились храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Уцелел дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах видны фрагменты росписей конца XVII и XIX веков.

Но главное впечатление – сам пятиглавый храм, в котором жестко разграниченные колокольня и церкви расположены на одной вертикальной оси. Восьмерик на четверике венчает ярус звонницы в форме восьмигранного барабана с ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой. У основания церкви расположены т.н. гульбища - просторные открытые галереи. Стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru