Войти
Меню

Московский метрополитен

Тип бренда
Сооружения
Категория
Транспортное и промышленное наследие
Время появления
1935 год
Статус
живой
Контактные данные
4.4
 
19
1
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Московское метро – это то, что создает неповторимый облик Москвы, идентичность жителей российской столицы. Не просто так на старых станциях внутри Кольцевой линии толпятся группы итальянцев, немцев, китайцев и пр. – посещение метро давно стало частью экскурсионных маршрутов по столице. В отличие от утилитарного внешнего вида метро большинства мировых столиц, старые станции Московского метрополитена – это яркий и богатый образец советского конструктивизма, ар-деко и сталинского ампира. Над оформлением станций в советское время работали лучшие архитекторы и художники, создавая подчас настоящие дворцовые интерьеры. А москвичи свое метро просто очень любят. С ним связано немалое число примет «на удачу» и городских легенд. Метро становилось декорациями, а то и героем многих известных фильмов, здесь снимали свои клипы звезды советской эстрады. Другими словами, если у вас есть час-другой времени, вы вполне можете спуститься в московскую подземку, как в музей. Тем более что сегодня метрополитен активно развивает туристскую инфраструктуру. Например, только в московском метро повсеместно есть бесплатный вай-фай. Что нужно посмотреть обязательно? Читайте далее.

История

Хотя первые проекты метро Москвы появились в 1870-е годы, строительство Московского метрополитена началось в 1930-е годы при СССР. Это был амбициозный проект наравне с другими всесоюзными стройками, куда со всей страны съезжались тысячи строителей и свозились лучшие материалы, а над оформлением работали знаменитые архитекторы и художники, Опоры для арок выливали на заводе дирижаблей, мрамор и гранит везли с Урала, из Грузии, с Алтая и т.д., и т.п. (И, кстати, геологи считают метро одной из палентологических достопримечательностей: на мраморных плитах можно увидеть контуры доисторических моллюсков, насекомых и пр.).

Советское руководство через оформление метро выражало эстетику «пришедшей навсегда» новой власти. Уже на одной из первых станций, торжественно открывшихся в 1935 году, – станции «Сокольники» – свод вестибюля венчал витраж с огромной революционной красной звездой, заново расчищенной в наши дни. У входа в «Сокольники» и другие первые станции пассажиров встречали почти античные фигуры спортсменов, впоследствии в большинстве своем снесенные. «Как живые», - повторял, по воспоминаниям, Сталин на открытии станции «Площадь Революции» в 1938 году. 76 бронзовых фигур строителей коммунизма до сих пор попарно вписаны в каждую арку вдоль платформы «Площади Революции». С этой станцией связана самая популярная московская примета: чтобы привлечь удачу, а особенно чтобы успешно сдать экзамен, нужно потереть нос собаке, сидящей у ног пограничника (якобы срисованного с легендарного Карацупы). Покрытие с носа овчарки давно стерто, а москвичи трут еще и наган (чтобы деньги водились), туфельку девушки (для удачного свидания), клюв петуха и даже бросают в подол стоящей рядом с ним птичницы записки со своими желаниями.

В 1939-м на Всемирной выставке в Нью-Йорке гран-при получает проект станции метро «Маяковская». Помимо знаменитого архитектора Душкина, который также спроектировал «Детский мир» и сталинскую высотку на Красных воротах, над оформлением станции трудился великий советский художник Александр Дейнека. Потолок «Маяковской» украшают 34 мозаичных панно (35-е утеряно), сделанных по его эскизам. Украшение «Маяковской» – факт мировой культуры: например, в альбоме одной современной шведской группы есть песня об этой станции.

Но сами москвичи, для которых имперскость подземки стала обыденностью, готовы долго спорить о том, какая станция сама красивая. Вот совершенно дворцовые интерьеры на станции «Киевская» кольцевая со сценами безмятежной дружбы русских и украинцев, встречающими пассажиров с Киевского вокзала. Или богато украшенная золотом и лепниной кольцевая «Комсомольская», которую проектировал автор Мавзолея Алексей Щусев, а оформлял ученик великого скульптора Коненкова Георгий Мотовилов.

Интерьеры метро настолько отличались от советского быта, что, например, Алла Пугачева свой первый клип с мега-хитом «Арлекино» сняла на платформе станции «Арбатская». В культовом фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» герой Никиты Михалкова – метростроевец.

Но у метро, на котором лежит зловещий отблеск сталинского соратника Лазаря Кагановича (он с первых дней руководил Метростроем), есть обратная сторона со множеством городских легенд. До сих пор находятся люди, которые «своими ушами» слышали грохот поезда (как правило, на «Александровском саду») на секретных линиях так называемого «Метро-2». Якобы оно было построено еще по приказу Сталина и соединяло Кремль то ли с подмосковными ставками вождей, то ли с военными командными пунктами. В постсоветское время несколько руководителей метрополитена косвенно признали существование чего-то подобного. Среди других городских легенд – история про бункер вождя, легенда о о появляющемся в полночь черном машинисте.

Другая городская легенда гласит, что в тоннелях живут крысы- мутанты, а то и людоеды, размером с собаку. В 1990-е годы было целое движение диггеров, исследовавших ночную жизнь подземки… Эти легенды всегда интересовали писателей. Действие бестселлера 2000-х - постапокалиптической трилогии Дмитрия Глуховского происходит в метро. Существует с десяток компьютерных игр, в которых главный герой попадает в подземный метромир 1940-х годов и сражается со скрывающимися там тайными чекистами…

Не менее удивительные приключения связаны с переименованием станций, в советское время носивших имена знаменитых революционеров. Так, «Площадь Ногина» стала «Китай-городом». Станция «Охотный ряд» строилась в 1930-е как «Площадь Охотного ряда», в 1955-м стала «Имени Кагановича», с 1974-го работала как «Проспект Маркса», а в перестроечном 1990-м была получила новое старое название. «Театральная» у Большого театра до 1990-го была «Площадью Свердлова» и т.п. С 1990-х периодически поднимается тема переименования старинной станции «Войковская» (по имени одного из участников принятия решения о расстреле царской семьи). В 2015 году на сайте «Активный гражданин» прошло голосование о переименовании «Войковской», 53% высказались за сохранение привычного названия.

Состояние

В последние годы СССР и постперестроечное время линии метро протянули до самых до окраин. Это в «Бриллиантовой руке» надо было заказывать такси на Дубровку. А теперь Дубровка – далеко не самая дальняя станция метро. Но население росло быстрее, чем инфраструктура общественного транспорта.

С приходом мэра Сергея Собянина строительство новых станций ускорилось космически. При нем построили более 130 км путей, 75 новых станций, открыли несколько новых линий. А всего мэр пообещал к 2025 году построить 300 км путей – ровно столько же, сколько было построено в СССР. В рамках городской программы борьбы с пробками, которая разрабатывалась с участием зарубежных экспертов, появилось надземное метро – Московское центральное кольцо (МЦК), которое соединило кольцом внутригородских электричек срединные станции всех веток, и составляет с метрополитеном единую транспортную систему наподобие берлинских U-ban и S-ban. В 2019 году войшли в строй наземные Московские центральные диаметры (МЦД). Ведется строительство второго, помимо Кольцевой линии, подземного кольца метрополитена, которое свяжет конечные станции. На каждой из линий строятся огромные пересадочные узлы. Все это делается, чтобы максимально разгрузить автомобильные дороги, пересадить людей с машин на общегородской транспорт, и чтобы при этом пассажиры может доехать из одного района в другой, минуя центр. Новые станции лишены избыточности «сталинского ампира». Тем не менее, мэрия Москвы прикладывает усилия для сохранения уникального облика метрополитена, который всегда был прежде всего теплым и комфортным. Во всех поездах действует бесплатный вай-фай. Появилась современная электронная карта «Тройка», которой можно расплачиваться и у постоянно растущего числа партнеров.

Другими словами, Москва развивает метрополитен в соответствии с лучшими европейскими традициями. И именно это вызывает не самую маленькую критику. Большие претензии москвичей связаны с тем, что авторы навигации обновленного метро скопировали ее с европейских столиц, где линии называются по номерам и различаются по цветам. В то время как любой коренной москвич назубок помнил названия линий и теперь с трудом ориентируется в цифровой системе. Второй московский классический пример того, как важно аккуратно обращаться со сложившимся брендом, связан с реставрацией сталинских фресок. На станции «Киевской» были изменены первоначальные рисунки: у пляшущей девушки на голове вместо венка появился платок, портрет Тараса Шевченко стал ярче оригинала, на одном из фрагментов появился ребенок, которого раньше не было. Все это сопровождалось бурными возмущенными дискуссиями в прессе и соцсетях.

Впечатления

Кроме уже перечисленных станций можно посоветовать посмотреть витражи на кольцевых станциях «Октябрьская» и «Новослободская», барельефы на той же «Новослободской». Да и вообще большинство станций Кольцевой линии и внутри нее. Большинство станций кольца признаны объектами культурного наследия Москвы, причем очередность включения в реестр таких объектов определялась голосованием на сайте «Активный гражданин».

Затем можно сравнить старые станции с новыми, например со станцией «Достоевская», тематически оформленной силуэтами героев книг писателя. Если повезет, можно прокатиться на одном из тематических красочно оформленных поездов: «Акварель» на Сокольнической линии с копиями картин мастерской Сергея Андрияки, «Читающая Москва» на Люблинско- Дмитровской линии (здесь можно скачать книги по QR-коду), «Спасибо, донор!» Таганско-Краснопресненской линии и др.

Можно записаться на экскурсию по Московскому метрополитену или сходить в метромузей на огромном пересадочном хабе «Выставочная». На «Выставочной», кстати, можно перекусить или купить кофе, как и в буфетах на «Войковской» или «Арбатской». На многих кольцевых станциях с 8 до 20:00 работают информационные стойки «Живое общение» и на большинстве станций стоят информстолбы для радиосвязи с диспетчерской.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru