Войти
Меню

Сергей Есенин

Тип бренда
Персоны
Категория
Культура
Время появления
1895–1925 гг.
Статус
Контактные данные
4
 
9
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Сергей Александрович Есенин может претендовать на звания самого лучшего крестьянского поэта не только России, но и мира. Его лирика отражает загадочную русскую душу и драматический личный путь поэта, закончившийся трагически - то ли убийством, то ли самоубийством… За 30 лет жизни Есенин успел оставить невероятное по силе и объему наследие, живущее в веках. А на родине поэта в рязанском селе Константинове воссоздана воспетая им жизнь русского крестьянства и сохранились поразительные по красоте сельские пейзажи.

История

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С трех лет он был преимущественно на попечении бабушки и дедушки по линии матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Он рос в атмосфере глубокого народного православия – дед Есенина был знатоком церковной литературы. Бабушка оказала на него примерно такое же влияние, что и Арина Родионовна на Пушкина – она знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов. Еще одним наставником будущего поэта стала улица.

Он с отличием закончил в 1909 г. Константиновское земское училище, затем церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее – профессия учителя его мало привлекала. В Москве с сентября 1913 г. он начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали ему ту основу образования, которой прежде так не хватало. Некоторое время в юности он сочинял, по собственному признанию, «только духовные стихи» и лишь по просьбе школьных товарищей решил «попробовать себя в стихах другого рода». Подготовленный летом 1912 г. сборник юношеских стихов «Больные думы» остался при жизни поэта неопубликованным.

В том же году он переехал в Москву, где устроился сначала в лавку к купцу, а затем в типографию И. Д. Сытина. Здесь он сблизился с Суриковским литературно- музыкальным кружком и, став вскоре его членом, был избран в редакционную комиссию. Осенью 1913 г. поэт вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей вместе с ним корректором в типографии Сытина. В декабре 1914 г. у них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью. Будучи в упадническом настроении, Есенин бросает работу и, по словам Изрядновой, «отдается весь стихам. Пишет целыми днями». Его стихи печатали в газете «Новь», «Парус», «Заря», в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

Однако неудовлетворенный своим «московским» вхождением в литературу, он приезжает в 1915 г. в Петроград. По его мнению, все основные события литературной жизни происходят именно там. В Петрограде он посетил А. Блока. Сохранилась записка с пометкой Блока: «Стихи свежие, чистые, голосистые…» Не застав Блока дома, Есенин оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Получив высокую оценку от известных столичных поэтов – Блока, Гиппиус, Городецкого, – Есенин быстро стал своим в столичном поэтическом обществе. Его стихи появляются во множестве столичных журналов, осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда», ставшие первым символическим объединением поэтов – по определению Есенина, «крестьянской купницы».

В 1916 г. Есенина призывают в армию, но благодаря хлопотам друзей он получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно- санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволило ему беспрепятственно посещать литературные салоны, выступать на концертах – то есть вести полноценную артистическую жизнь. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован, произошла его встреча с царской семьей – императрица и великие княжны работали сестрами милосердия в этом лазарете. Вместе с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев, Есенин выступает в салонах под гармошку. Костюмы для них были сшиты по эскизам В. Васнецова: сафьянные сапожки, голубая шелковая рубашка, препоясанная золотым шнурком. Выступает он и на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе. Читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей.

В начале 1916 г. выходит его первая книга «Радуница», а в 1918 г. – вторая, «Голубень», в которых автор предстает «чистым» крестьянским поэтом. В 1918 г. он вместе с поэтами С. Клычковым, А. Белым, П. Орешиным и Л. Повицким организовали издательство «Трудовая артель художников слова». Планировали издавать свои книги, но бумага в Москве была на строжайшем учете. Как-то раз Есенин все же вызвался достать бумагу. Он надел длиннополую поддевку, причесался на крестьянский манер и отправился к дежурному члену президиума Московского совета. Стал перед ним без шапки, начал кланяться и, старательно окая, попросил «Христа ради сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов». «Артель», правда, вскоре распалась, но все-таки успела выпустить несколько книжек.

Начиная с 1917 г. в его творчестве происходит своеобразная мутация. В метафизическую есенинскую поэтическую Русь все чаще стала вторгаться социально- историческая действительность: «Преображение» (1918 г.), «Пугачев» (1922 г.), «Песнь о великом походе», «Русь советская» (1925 г.).

Есенин принял участие в издании двух сборников «Скифы» (1917 и 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой. В стихах появился мотив вызова старой патриархальной России (поэма «Инония», 1918 г.). Поэт отказывался от Христа, проклинал Китеж и Радонеж – как символы святой Руси и грозился «выщипать» Богу бороду и «вылизать» на иконах «Лики мучеников и святых». Летом 1917 г. Есенин обвенчался с красавицей актрисой Зинаидой Райх. Через год у них родилась дочь Татьяна. Зимой 1920 г., уже после того как он разошелся с женой, у них родился сын Константин.

В конце 1918 г. Есенин, спасаясь от московского голода, несколько недель прожил в Туле. В 1919 г. Есенин стал одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании… должно было погибнуть от истерики». Есенина как-то спросили: «В чем состоит причина резко враждебных отношений между имажинистами и футуристами?» Есенин лаконично ответил: «Они меня обкрадывают». Он и вправду считал, что футуристы использовали те же самые поэтические приемы, что и он, но для отвода глаз насыщали их урбанизмами и гиперболами.

В 1920 г. на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Их отношения сопровождались постоянными ссорами и примирениями до весны 1925 г., пока не закончились окончательным разрывом. После смерти поэта Бениславская застрелилась на его могиле.

Осенью 1921 г. в Москву приехала знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, ставшая вскоре очередной женой Есенина. Супруги отправились за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления навели поэта на мысль о том, что он разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка стали ему казаться царством мещанства и скуки.

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. Последние годы его жизни отмечены трагическими противоречиями. По свидетельству современников, во время запоев он страшно «крыл» советскую власть. Но статус народного, крестьянского поэта служил ему оберегом: обычно, продержав некоторое время в милиции, Есенина отпускали. В 1924–1925 гг. он создал такие шедевры, как книгу стихов «Москва кабацкая», поэму «Черный человек». Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, подорванную нервную систему, он продолжал писать. Среди лучших его последних стихов – «Письмо к женщине», «Персидские мотивы», небольшие поэмы «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Возвращение на Родину», «Письмо матери» («Ты жива еще, моя старушка?..»), «Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать…», «Отговорила роща золотая…»

В конце декабря 1925 г. Есенин переехал в Ленинград. Последнее, предсмертное стихотворение написал собственной кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья, милый мой, ты у меня в груди… в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей». А в ночь с 27 на 28 декабря, в гостинице «Англетер», по словам поэта В. Ходасевича, «он обернул вокруг своей шеи… веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь». Впрочем, версия о самоубийстве Есенина сразу же была поставлена под сомнение. Многие до сих пор говорят об убийстве или гибели при невыясненных обстоятельствах.

Состояние

В творчестве Есенина сочетались лирические мотивы и любовь к сельской глубинке, трагические ноты личных переживаний поэта, сначала - надежды на советское строительство, а потом - разочарование им (“Москва кабацкая”). Произведения Есенина получили большой отклик в музыке, кинематографе, театре, живописи. На многие его стихи написаны песни и романсы, которые вошли в репертуар ведущих артистов XX века (Александр Вертинский, Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон), а часто стали поистине народными. Таковы песни “Письмо матери” (“Ты жива еще моя старушка?”), “Отговорила роща золотая”, “Шаганэ ты моя, Шаганэ”, “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Именем Есенина названы сотни улиц, бульваров, площадей, переулков, Рязанский государственный университет. Десятки памятников поэту воздвигнуты в городах России и не только. Образ Есенина неоднократно воплощался в литературе и кино, последний масштабный проект - телесериал “Есенин” (2005). Трагическая гибель поэта стала основой многочисленных интерпретаций и исследований, в частности - в документальном фильме “Дорогие мои! Хорошие!”, но осталась загадкой.

Впечатления

С именем Сергея Есенина связаны десятки мест в обеих столицах и других городах. В Москве музей Есенина расположен в доме 24 по Строченовскому переулку, где поэт проживал с 1911 по 1918 г. Здесь воссоздана жилая комната поэта, проводятся концерты и литературные вечера, есть экспозиция цветов. Памятники поэту в Москве на на Тверском бульваре и на Есенинском бульваре также привлекает его поклонников. В Санкт-Петербурге особое значение имеет гостиница “Англетер”, где погиб поэт и которая работает и поныне.

Но главное есенинское место на планете - село Константиново под Рязанью. Село стоит на высоком берегу Оки, с которого открывается невероятный вид на необъятное синее небо. Именно в этом месте просто материализуется слово поэта - “только синь сосет глаза”! Виды окской набережной и села Константинова (особенно в пригожий ясный день) вполне могут претендовать на звание самых аутентичных и впечатляющих сельских пейзажей России. Благодаря тому, что в советские времена было принято решение о создании в Константинове государственного музея-заповедника С.А. Есенина, село как бы застыло во времени. Здесь живет атмосфера русской глубинки первой половины XX века.

В центре села - крестьянская усадьба Есениных, где восстановлен их быт, рядом - церковь Казанской иконы Божией матери, домик сельского священника и земская школа, которую посещал будущий поэт. По сути - это этнографическая деревня, в которой можно ознакомиться не только с детством поэта, но и с бытом русских крестьян. В заповеднике очень развита экскурсионная работа, пышно отмечаются традиционные праздники. Но главное событие года здесь - Есенинский праздник поэзии, который проводится каждой осенью (в сентябре-октябре).

Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru