Войти
Меню

Василий Баженов

Тип бренда
Персоны
Категория
Время появления
1737-1799
Статус
живой
Контактные данные
5
 
1
0
Автор
Пугач Ольга
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Василий Иванович Баженов – выдающийся архитектор, видный представитель русского классицизма. Был широко признан в Европе, а в России многие его замыслы так и остались на стадии идей и макетов. Автор проекта и первый архитектор Царицынского ансамбля, возведенного им в «готическом вкусе», – личной резиденции императрицы Екатерины Второй.

История

Василий Баженов родился в семье псаломщика церкви Иоанна Предтечи Московского Кремля. Как Баженов сам написал в своей автобиографии, «рисовать я учивался на песке, на бумаге, на стенах, на всяком таком месте, где я находил за способ…». В 10 лет отец отправил его в Страстной монастырь – заниматься пением и «чтением церковным». В 15 лет он сам нашёл живописца, который согласился обучать его бесплатно. В 16 лет в звании живописца 2-го класса Баженов работал на восстановлении сгоревшего дворца Анненгоф в Лефортове. Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, руководивший реставрацией, обратил внимание на молодого талантливого художника и принял его в свою первую в России архитектурную школу. По рекомендации графа Ивана Ивановича Шувалова Баженова перевели в Санкт-Петербург, где он учился у архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, работал на строительстве Никольского морского собора. Когда в 1757 году в России была открыта Академия художеств, которую возглавил Шувалов, Баженов поступил в нее с лучшими результатами. Во время обучения он помогал преподавателям в обучении воспитанников рисунку и даже получал за это жалованье.

После окончания Академии художеств Василий Иванович получил право на «пенсионерскую поездку», то есть стажировку, в Европу и вместе с этим возможность учиться у лучших профессоров. В марте 1765 года Баженов вернулся в Петербург и был произведён в академики. Это было не то, чего он ожидал: возвращаясь на Родину, он рассчитывал на звание профессора и постоянную должность в Академии, но ни того, ни другого не получил.

Баженов переключился на архитектурные заказы: проекты Екатерингофского дома и Каменноостровского дворца наследника престола, будущего императора Павла I. Известно, что Баженов давал Павлу Петровичу уроки архитектуры. Дипломы члена Римской, Флорентийской и Болонской академий, узнаваемый стиль и бесспорный талант обеспечивали Баженову поток частных заказов. Но имя архитектора прочно ассоциируется, прежде всего, с двумя амбициозными и не реализованными в первоначальном виде проектами – «Кремлёвской перестройкой» и «Царицыным».

Проект «Кремлёвской перестройки» начался для Баженова в 1767 году и продолжался до 1775 года. Было сделано несколько планов масштабной реконструкции Московского Кремля, пояснительные тексты к проекту и единственная в истории русской архитектуры огромная модель будущей постройки, которую везли на утверждение императрице Екатерине II на 120 санях. Насколько Баженов был предан своему делу, можно понять хотя бы по тому, как в 1771 году, во время Чумного бунта, он охранял модель, опасаясь, что она будет разгромлена мятежниками. Но модель не пострадала, и ее значительная часть сохранилась до наших дней и сейчас хранится в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Увы, несмотря на торжественную закладку фундамента и начавшееся строительство, проект так и остался проектом. Екатерина Вторая потеряла интерес к грандиозной и дорогостоящей стройке и повелела ее прекратить.

Весной 1775 года императрица сама придумала программу и план торжеств по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Она поручила Баженову проектирование и строительство увеселительных строений на Ходынском лугу – эти постройки стали центром грандиозного празднования. Постройки в различных архитектурных стилях, символизирующие разные страны и части света, получились впечатляющими и пользовались успехом. Празднества и их необычное оформление надолго остались в памяти современников. Так императрица несколько смягчила удар, нанесённый архитектору решением о прекращении «Кремлёвской перестройки».

В том же 1775 году, еще до окончания работ на Ходынском поле, Баженов получил от Екатерины II задание возвести её личную резиденцию. Местом было выбрано Царицыно. Строительство подмосковной усадьбы стало для Баженова главным делом на протяжении следующих 10 лет. Он взялся за дело с энтузиазмом и размахом, разработал планы будущих построек. Все они были выдержаны в одном стиле, определенном архитектором как «нежная готика», при этом удачно вписаны в местность. Для строительства был взят красный кирпич и белый камень – как в старинных московских постройках.

По ряду причин, о которых до сих пор идут споры, Царицынский проект под авторством Баженова не был полностью завершен. В 1785 году Екатерина II приехала лично взглянуть на возводимый ансамбль. Результатами осталась недовольна, попросила переделать, но проект переделки Баженова отвергла, а его самого отстранила от постройки.

В 1784-1792 годах Баженов выполнил несколько проектов для сына императрицы, великого князя Павла Петровича. В том числе Павел доверил ему проектирование своей мечты – замка в Гатчине.

Последние годы жизни Баженов с семьей провёл в Петербурге. Он служил архитектором в подведомственной Павлу Адмиралтейской коллегии. В 1796 году уже ставший императором Павел I сделал Баженова действительным статским советником. Еще через три года Баженов занял пост вице-президента петербургской Академии художеств. Император поручил новоиспеченному вице-президенту провести полномасштабное исследование проектов отечественных архитекторов и курировать талантливых отечественных художников. Увы, закончить это дело не получилось: Василий Иванович Баженов скончался 2 августа 1799 года.

Состояние

Баженов проектировал дом-дворец для графа Михаила Илларионовича Воронцова (дом не был построен из-за кончины заказчика), собственный петербургский дом графа Григория Григорьевича Орлова и здание Арсенала. В Москве его клиентами были именитый гражданин Л.И. Долгов, аптекарь И.М. Вольф, заводчик, благотворитель и кредитор П.А. Демидов – для него Баженов выполнил проекты огромных зданий Московского воспитательного дома и Коммерческого училища. В 1780 году Баженов предложил свой проект Московского университета, но этот проект не был осуществлен. Баженову принадлежат проекты московских домов-дворцов купца М.Р. Хлебникова на Маросейке (позже его частично перестроил ученик и преемник Баженова Матвей Фёдорович Казаков) и И.И. Юшкова «против Почтамта» на Мясницкой улице. В 1784 году он выполнил проект дома богатого откупщика П.Е. Пашкова на Моховой улице, на века оставшегося шедевром московской архитектуры.

Самые известные бесспорные сохранившиеся постройки по проектам Баженова: постройки Царицынского ансамбля (Хлебный дом (Кухонный корпус), Галерея с аркой, Средний дворец (Оперный дом), Малый дворец, Фигурный мост, Фигурные (Виноградные) ворота, Большой мост через овраг, I, II и ,III Кавалерские корпуса). Не вызывает сомнений первоначальное авторство Баженова в проекте Михайловского замка (г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2). Баженову приписывают авторство таких сооружений, как Михаило-Архангельская церковь (деревня Поджигородово, Московская область), церковь Владимирской иконы Божьей Матери (Быково, Московская область) и др.

Баженов не заботился об обязательном указании своего авторства того или иного проекта и спокойно относился к последующим доработкам. Поэтому до сих пор существует множество построек, к которым, по тем или иным данным, Баженов мог приложить руку, но достоверных свидетельств этого нет. В числе московских построек Баженова, получивших документальное подтверждение его авторства, колокольня и трапезная церкви Богоматери всех скорбящих радости на Большой Ордынке и иконостас церкви Ивана Воина на Якиманке.

Баженов был избран членом одной из старейших академий в Риме — Святого Луки, от которой получил диплом и привилегию: «быть мастером и профессором Архитектуры как в Риме, так и везде». Он был принят в члены Академии рисунка во Флоренции и Климентинской в Болонье. Есть свидетельства об участии Баженова в проектировании лестницы Римского Капитолия.

В Москве есть улица Баженова. Она проходит по территории музея-заповедника «Царицыно», над созданием которого архитектор работал 10 лет. Улица соединяет Шипиловский проезд со Средним Царицынским прудом.

В 2013 Банк России выпустил памятную монету «Василий Иванович Баженов».

Впечатления

Методы работы Баженова были очень похожи на то, как сейчас работают с заказами крупные дизайн-студии и архитектурные бюро: клиент может вносить правки не больше двух раз; пожелания клиента учитываются, но не в ущерб функциональности постройки; сам Баженов принимал заказ и выполнял карандашный набросок плана, а дальше проект «доводили до ума» его помощники.

Баженовские здания можно узнать по фасадам и интерьерам. Он избегал прямых углов, скруглял их, предпочитал круглые, полукруглые, овальные и восьмигранные комнаты и залы. Дом должны были венчать купол или даже несколько пологих куполов, что сближало бы его с «храмовидными» строениями Палладио.

Архитекторы и художники считают, что Василий Иванович Баженов был тем, кто ввёл старую московскую архитектуру в контекст мировой истории зодчества.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru