Николай Гоголь
Главное
Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - один из гениев русской литературы, которая, собственно, вся и вышла из его «Шинели». Гоголь – тончайший и сложнейший из писателей, до конца не оцененный широким читателем: в школьной программе он подавался в основном как сатирик и обличитель царского режима. Между тем, это был один из самых глубоких мистиков и философов своего времени. Социальный срез реальности заботил его ровно в той мере, в которой тот служил проявлением общего абсурда и экзотичности человеческого существования. Благодаря «Петербургским повестям», Петербург Гоголя не менее значим, чем Петербург Пушкина и Достоевского.
История
Родившийся в семье малороссийского помещика под Полтавой, он отличался каким-то безудержным, самозабвенным и болезненным патриотизмом. Родина же, которую ему и в голову не приходило делить на Украину, Белоруссию и Россию, не переставала потчевать его пищей для мрачноватых по сути, но искрометных и оригинальных по форме изложения раздумий – эпоху Николая I (1826–1855 гг.), на которую пришелся расцвет его писательского дара (а вместе с ним и Пушкина с Лермонтовым), никак нельзя назвать беззаботной и куртуазной: цензура свирепствовала, экономика стагнировала, крестьянство вкалывало, дворянство медленно деградировало.
Выросший в деревне, он насмотрелся на всякое, и всякая подмеченная им всячина позднее вошла в оглушительно красочные, «вкусные» и «сочные» по форме и фактуре «Вечера на хуторе близ Диканьки», которые произвели глубокое впечатление на пишущую элиту. Молодой писатель немедленно вошел в богемный круг, сформировавшийся вокруг Пушкина, Дельвига, Жуковского.
В 1835 г. выходят его сборники «Арабески» и «Миргород». Обладавший незауряднейшим чувством юмора и гиперболически развитым воображением, он выписывал повседневные, но вместе с тем фантастические сюжеты и характеры, что делало его книги не только взъерошивающими читательские мозги, но и по-настоящему увлекательными. Непревзойденный мастер комедийного жанра («Ревизор» и «Женитьба» буквально растасканы на цитаты!), он создал и шедевры жанра хоррор/готический триллер (повести «Невский проспект» и «Вий»).
По преданию, замысел своих «Мертвых душ», этой глыбы отечественной словесности, ему подсказал Пушкин, любивший рассказывать всякие байки, анекдоты, забавные случаи. Соригинальничав при определении жанра, Гоголь в мельчайших, подчас уморительно смешных и отрезвляюще компрометирующих деталях изобразил русскую жизнь, как она есть. В истории похождений обаятельного афериста Чичикова тему огрубления, омертвения, неподлинности человека и мира в целом он показал исчерпывающе, увлекательно и трагически достоверно.
К концу жизни Гоголь становился все более и более религиозным. Он писал теологические труды, самый существенный из которых – «Размышления о Божественной литургии». В 1848 г. совершил паломничество в Святую землю к Гробу Господню, после чего окончательно возвратился на родину из многолетних заграничных пребываний. Через два года посетил Оптину пустынь.
Замысел второго тома «Мертвых душ», в котором писатель мечтал вывести историю духовного перерождения, «оживления» человеческой души, так и не был реализован. Летом 1845 г. он сжег рукопись второго тома главной книги своей жизни, объяснив позднее свое решение именно тем, что тема духовного перерождения не получила достаточно правдивого и убедительного выражения. Не сумев выразить по-настоящему выстраданные им идеи духовного ренессанса и самосовершенствования художественными средствами (не сумев, разумеется, на своем запредельно высоком уровне), он перешел на откровенный и малоубедительный пафос публицистических «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847 г.). Несмотря на некоторую прямоту и безапелляционность, в книге с особой силой и вдохновением подчеркнута необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания людей, без чего невозможны никакие общественные улучшения.
К началу 1852 г. Гоголь практически заново переписал второй том «Мертвых душ». Не удовлетворившись, однако, и новой версией книги, он опять взялся за спички и сжег ее. Через несколько дней, утром 21 февраля, человек, выпестовавший в своей «шинели» не только Достоевского, скончался. Своим учителем его считали Беккет, Ионеску, Маркес и многие другие писатели.
Состояние
Гоголь – один из самых почитаемых писателей в СССР и России. Улица Гоголя есть в большинстве советских городов. По его произведениям и биографии созданы многочисленные фильмы, театральные постановки, оперы, балеты и квесты. С 2004 года присуждается литературная премия имени Гоголя с номинациями «Шинель», «Вий» и «Портрет». В 2009 году учреждена общественная награда – медаль «Н.В.Гоголь».
В Петербурге бюст Гоголю в Александровском саду был поставлен в 1896 году. А памятник Гоголю появился в 1997 году на пешеходной зоне Малой Конюшенной улицы. Но еще раньше, в 1995 году, на доме 11 по Вознесенскому проспекту появился «памятник носу майора Ковалева» из повести «Нос». Памятная доска изготовлена из розового мрамора с Украины – родины писателя.
У памятников Гоголю в Москве – тоже непростая судьба. Памятник работы Н. Андреева был установлен в 1909 году в начале Пречистенского бульвара, который через 15 лет стал называться Гоголевским. Скульптуру печального, сидящего Гоголя считают вершиной творчества скульптора, одной из лучших скульптур на улицах Москвы. Однако в 1951 году он был заменен на памятник работы Н.Томского. Андреевского Гоголя сегодня можно увидеть неподалеку: во дворе Дома Гоголя, где он жил в последние годы (Никитский бульвар, 7).
Мистика, свойственная Гоголю, связана и с судьбой его захоронения. Писатель был похоронен на кладбище Данилова монастыря. На могиле был поставлен камень, названный Голгофой из-за сходства с горой в Иерусалиме. После закрытия монастыря прах Гоголя перенесли на Новодевичье кладбище, а затем поставили памятник «от правительства Советского Союза». А оставшийся ненужным камень-Голгофа был установлен на могиле Михаила Булгакова. Так сбылась просьба Булгакова: «Учитель, укрой меня своей шинелью».
Впечатления
Петербург – главный город Гоголя. Здесь он жил с 1829 года, делал свои первые шаги в литературе, получил поддержку Пушкина, стал знаменитым. Петербургу посвящен один из самых известных циклов его повестей: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего», «Шинель». Образ Петербурга - города прекрасного, мистического, полного загадок и дьявольщины, сводящего с ума – создан Гоголем и важен для туристов и поклонников города. «Страницей Гоголя ложится Невский» - писал С.Маршак. Сам Петербург – лучший памятник Гоголю в городе, где нет музея писателя. С его рукописями можно ознакомиться в Пушкинском доме.
Мемориальный музей и научная библиотека «Дом Гоголя» в Москве – единственный центр памяти Гоголя в России. Он создан в доме, где писатель прожил последние 4 года жизни и умер. Музейная часть включает шесть мемориальных комнат. В экспозиции использованы мультимедийные технологии, в каждой комнате есть свой «главный предмет», который служит центром инсталляции. Так, в прихожей это сундук – символ путешествий, а в «комнате памяти» - подлинная посмертная маска. Такой вариант экспозиции получил как положительные, так и резко отрицательные оценки специалистов.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|