Войти
Меню

Остяцко-вогульский вышитый платок

Тип бренда
Традиции и промыслы
Категория
Время появления
XVIII век
Статус
живой
Контактные данные
Ольга Дмитриевна Бубновене
8(3467) 32-23-43
5
 
0
0
Автор
Харитонова Алла Сергеевна
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Вышитая шерстяными нитями праздничная одежда остяков и вогулов (ханты и манси) – один из шедевров Западной Сибири XVIII-XIX вв, такая вышивка не встречается более ни в одной локальной группе северных народов. Вышитый платок и манера его ношения – также уникальный элемент остяцко-вогульского костюма, определяющий его самобытность.

История

В фольклорных произведениях остяков и вогулов (ханты и манси), встречаются поэтичные образы того, как девушки смотрят на мир сквозь бахрому платка. Причем отмечено, что такой платок, как и сам способ его повязывания является характерным женским головным убором именно этих народов, у других этносов Сибири он не играл такой роли. Бросается в глаза и особая манера носить головной платок – как покрывало – с распущенными, не завязанными концами.

Дело в том, что Югорская земля испытала влияние древнейших цивилизаций Передней и Южной Азии: здесь проходили пути скифов, арийцев и других кочевых народов. К предкам остяков и вогулов, а также татар от этих племен могли перейти как обычаи сокрытия женщиной лица от взглядов «посторонних» мужчин, так и продиктованная опытом выживания манера использовать платок как покрывало, защищающее южные народы от зноя и ветра.

Особый интерес представляют платки, вышитые птицами, такие сейчас сохранились лишь у вогулов (манси). Птица - это и существо, помогавшее в создании мира верховному богу Нум-Торуму, и образ духа, и помощник шамана для его путешествия между мирами. По поверьям остяков и вогулов, птицы, странствующие с севера на юг и обратно, соединяют два мира и по вертикали, и по горизонтали: мир мертвых (север) и мир живых (юг).

Присутствуют птицы и на вышитых женских и мужских рубахах, остяков и вогулов. В орнаментах остяко-вогульской вышивки крестообразное изображение дерева с парными птицами, заключенного в квадрат и поставленного на угол, обозначает «углубление сердца», «вместилище души», что связано с образным понятием жизненной силы рода. Некоторые исследователи поясняют, что изображение креста надо понимать, как «четыре стороны света» или «четыре области земли».

Мотивов с птицами очень много. Из них составлены линейные бордюры, розетки, ромбические, решетчатые и ступенчатые сетки и другие вышитые композиции.

Широкое хождение среди остяков (ханты) имела треугольная косынка, называемая «татарским платком» – хатань охчам. Вышивка на таком платке занимает вершину прямого угла и состоит из пяти – шести параллельных полос, доходящих с одной стороны одной трети катета, а с другой до первого шва между трапециями, по обеим сторонам которого также находятся две узкие полосы шитья.

Верхний конец треугольника был декорирован бисерными пронизками, нашивками заканчивающимися монетками, бубенчиками.

Также шили четырехугольные платки, вышивка на них была небольших размеров, украшала углы и шла вдоль швов.

У остяков и вогулов было известно пять видов вышивки. Самый старинный - керем-ханчь- (от хант. – кередем - перевернуть, повернуть). Вышивается мелкими параллельными стежками, вплотную соприкасающимися друг к другу. Таким образом, получается непрерывная черта. Для вышивки в этой технике использовали два цвета нити - темно-синий и красный Отличительная черта этой техники вышивки состоит в том, что на лицевой стороне рисунок не заполняется шитьем. Отсюда вероятно она получила свое название (от хант. – кередем - перевернуть, повернуть).

Состояние

С возникновением мануфактур и появлением большого количества ярких тканей, вышивка стала постепенно уходить из остяцко-вогульского обихода, и в ХХ веке ремесло было полностью утрачено.

На протяжении более 20 лет в рамках программы «Забытые ремесла» сотрудники Центра народных художественных промыслов и ремесел г. Ханты-Мансийск изучали архивы, коллекции, фонды ведущих отечественных и зарубежных музеев. Итогом их исследований стали праздничные костюмные комплексы, коллекция одежды «Узоры Конды», последняя демонстрировалась на престижных всероссийских и международных выставках и подиумах, и была отмечена многими наградами и призовыми местами.

Впечатления

Часть праздничного остяцко-вогульского костюмного комплекса - вышитые платки остяков и вогулов - пленяют каждого кто хотя бы однажды увидел «вживую» их искусную красоту. Их узоры очаровывают и вдохновляют современных мастеров на изучение культурного наследия России и создание своей вышитой гармонии.

Увидеть уникальную коллекцию остяцко-вогульской вышивки можно в выставочных залах Центра ремесел и во время его выездных выставок.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru