Войти
Меню

Кругобайкальская железная дорога

Тип бренда
Сооружения
Категория
Транспортное и промышленное наследие
Время появления
1899—1905 гг.
Статус
живой
Контактные данные
5
 
18
1
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Кругобайкальская железная дорога являет собой удивительное сочетание живописной природы Байкала и вписанных в ее рельеф рукотворных инженерных сооружений. Сегодня – это один из популярнейших туристических объектов, а некогда – «золотая пряжка на стальном поясе России». В момент завершения она «застегнула» собой две части Транссибирской магистрали, в разы упростив передвижение и доставку грузов по стране.

История

В 1900 г. строившаяся по указу Александра III Транссибирская магистраль была почти завершена. Оставался лишь участок от Иркутска до ст. Мысовой. Рельсы были проложены сначала от Иркутска вдоль Ангары до порта Байкал. И затем – по самому берегу озера.

В 1904 г. по Кругобайкальской железной дороге прошел первый поезд. В 1915 г. этот участок Транссиба становится двухпутным. Однако уже в 50-х гг. XX в. строится Иркутская ГЭС на Ангаре. Рельсы от Иркутска до п. Байкал разбираются и железнодорожные пути затапливаются. Незадолго до этого в эксплуатацию вводится новый отрезок Транссибирской магистрали от Иркутска до Слюдянки по Олхинскому плато. Новые технологии теперь позволяли строить более мощные тепловозы и электровозы, выдерживающие длительные подъемы.

С этого момента КБЖД (Кругобайкальская железная дорога) от Слюдянки до порта Байкал становится тупиковой веткой. Поселки вдоль нее пустеют, люди уезжают, с инженерных объектов снимают охрану.

Но ненадолго. На смену грузопассажирскому потоку приходит поток туристический. В существовании КБЖД начинается новый, не менее славный этап.

Состояние

В XXI в. КБЖД – это историко-культурный и, одновременно, инженерно-ландшафтный памятник.

Она уникальна и занимает одно из лидирующих мест в мире по плотности инженерных сооружений на километр. Ветка длиной в 89 км проходит через 39 тоннелей, 16 каменных галерей, по 248 мостам. Из двух путей в XXI в. оставлен только один, более новый. Действуют четыре станции: Култук, Маритуй, Уланово и Байкал.

Рельсы идут по самой границе озера Байкал, на фоне скал, утесов, мысов, речных долин. Кругобайкальская железная дорога интересна как поклонникам истории, так и любителям природных красот.

Вдоль нее действует несколько туристических баз, и их количество только увеличивается.

Впечатления

По Кругобайкальской железной дороге круглогодично ходят туристические поезда, всего три вида: обычный электропоезд, на тепловозной тяге и ретро-поезд в виде старинного паровоза с соответствующим оформлением вагонов.

Туристический маршрут предусматривает остановки на пути с возможностью осмотреть остатки инженерных сооружений – станций и тоннелей. Всего поездка занимает около 7,5 часов, полный тур с выездом из Иркутска и возвращением обратно – целый день. Маршрут в зависимости от дня недели выполняется либо от Слюдянки до порт Байкала, либо в обратном направлении. До и от Слюдянки туристов везут по новому участку Транссибирской магистрали, до и от порт Байкала – на пароме в Листвянку и далее на маршрутке в Иркутск.

Еще один вариант знакомства с КБЖД – пешком. Некоторые предпочитают пройти весь путь или его часть по рельсам пешком. Это занимает от нескольких дней до недели, вдоль всего маршрута оборудованы стоянки со скамьями и столами для отдыха, а также кемпинги. На станциях есть продуктовые магазины.

С мая по октябрь посмотреть на Кругобайкалку можно с воды – теплоход выходит из Иркутска и идет до станции Половинный (примерно до середины тупиковой ветки КБЖД). Экскурсия займет целый день.

Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru