Андрей Тарковский и Кинофестиваль «Зеркало»
Главное
Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986) – выдающийся отечественный режиссер; его великие фильмы - “Андрей Рублев”, “Сталкер”, “Зеркало” входят в рейтинги лучших фильмов всех времен и народов. Кинокритики считают, что он последним на планете сделал неоценимый вклад в развитие киноязыка - научился отображать в показе явлений природы и среды душевные порывы и внутренний мир человека.
История
Андрей Тарковский родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области. Сын выдающегося поэта Арсения Тарковского. Отец ушел из семьи, когда будущему режиссеру было 3 года, однако “творческая перекличка” с отцом стала одной из основ творчества Андрея Арсеньевича. В полугодовалом возрасте мальчика увезли в Москву. Во время войны провел два года в доме бабушки в городе Юрьевец. Именно он стал для режиссера домом детства, к образу которого он неоднократно обращался в своих фильмах, прежде всего в фильме «Зеркало». Фильм наполнен образами и эпизодами детства, деревенского дома, матери, корни которой – в Юрьевце.
Окончив мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе, Андрей Тарковский рано проявил свой талант. Уже его выпускная работа “Каток и скрипка” получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке (1961), а первый полнометражный фильм “Иваново детство” - “Золотого льва” Венецианского кинофестиваля (1962). Последующие его фильмы неизменно становились событием мирового кино, получая призы на Каннском и других ключевых фестивалях кино. В “Андрее Рублеве” Тарковский отразил муки творческого поиска и душевные переживания художника, в “Солярисе” - изобразил космический корабль как “Ноев ковчег”, несущий главные ценности мировой культуры. “Сталкер” пропитан ощущением кризиса человеческой цивилизации, а как потом выяснилось - его необычайные кадры рифмуются с фотографиями Чернобыльской АЭС после катастрофы. В “Зеркале” доминирует образ матери и тема возвращения к истокам.
Его фильмы многим кажутся сложными для понимания, а ценители пересматривают их по многу раз и ловят каждое мгновение. В Советском Союзе они встречали критику власти и официальных “руководителей кино”, даже несмотря на мировое признание и присвоение режиссеру звания народного артиста СССР (1981). В 1984 году в Милане режиссер заявил о эмиграции, снял за 2 года в Италии и Швеции еще 2 выдающихся фильма - “Ностальгия” и “Жертвоприношение”, а в 29 декабря 1986 года умер в Париже от рака легких.
Состояние
Тарковский снял всего 7 фильмов, выдающимся оператором большинства из которых выступал Вадим Юсов, а сценаристом ранних работ режиссера (в частности, “Андрея Рублева”) - Андрон Кончаловский. Фильмы Тарковского наполнены загадками и кажутся мистическими и провидческими, сам автор обычно не комментировал их значение.
Самые выдающиеся режиссеры современности признают творчество Андрея Тарковского гениальным или называют себя его последователем. Об этом говорят, например, Ларс фон Триер, Вим Вендерс, Карлос Рейгадос. Несмотря на мировое призвание, материальное воплощение наследия режиссера ограничено больше его фильмами. В Москве - городе, где Тарковский прожил основную часть жизни, нет его музея. Уже многие годы обсуждается вопрос о восстановлении дома по 1-му Щипковскому переулку , д. 26, где жили Арсений и Андрей Тарковские. Дом был снесен в 2004 году. В 2016 году во дворе дома проходила акция и был установлен арт-объект “Поминки по Дому Тарковского”, однако планы создать здесь Культурный центр Андрея Тарковского с кинозалом, музеем и мемориальной квартирой так и не реализованы.
Впечатления
С наследием Андрея Тарковского можно соприкоснуться в Ивановской области. Юрьевец – это не только место, где можно познакомиться с жизнью и корнями выдающегося режиссера Андрея Тарковского, но и место соприкосновения с образами фильма «Зеркало», который важен для многих в осмыслении собственного детства. Для туристов посещение этого города – возможность узнать побольше о великом режиссере.
В 1996 году в Юрьевце - в доме, где жила семья Тарковских во время войны, был открыт музейный центр Андрея Тарковского. Во дворе находятся архитектурные композиции: «колодец» символизирующий сакральное в фильмах режиссера, и стена разрушенного храма. Залы музея носят названия «Мир художника», «История семьи», «Коммунальная квартира. 1941-1943г.г.», «Коммунальная кухня» и «Уголок Аннушки». Улица, на которой находится музейный центр, носит имя легендарного режиссера.
В 2012 году для Ивановской области на аукционе «Сотбис» почти за полтора миллиона фунтов стерлингов был приобретен архив, посвященный Андрею Тарковскому. Спонсорскую помощь для покупки оказали меценаты и фонды. Теперь архив находится в музейном центре в Юрьевце. В Иваново с 2007 году проводится международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. А в 2011 году в Юрьевце открылся Культурный центр имени Тарковского с кинозалом, медиацентром и библиотекой.
В Москве в 2019 году в “Новой третьяковке” состоялась выставка “Свободный полет”, погрузившая посетителей в мир творческих поисков Андрея Тарковского и проводящая параллели его образов с картинами советских художников-нонконформистов, таких как Дмитрий Плавинский, Петр Беленок, Олег Целков, а также фотографиями Виктории Ивлевой с места Чернобыльской катастрофы.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|