Протопоп Аввакум
Главное
Протопоп Аввакум – самый известный представитель старообрядцев – религиозного течения, возникшего в результате церковной реформы патриарха Никона. За своё ревностное сопротивление церковной реформе, начатой при царе Алексее Михайловиче, протопоп Аввакум претерпел много мучений: был в ссылке в Сибири, 14 лет просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде, в итоге казнён через сожжение. В Русской православной старообрядческой церкви почитается как священномученик и исповедник. В условиях гонений Аввакум разработал элементы старообрядческого богослужения. Находясь в заточении, Аввакум продолжал свою проповедь, рассылая грамоты и послания. В итоге прославил свое имя в русской литературе. Протопоп Аввакум написал 43 сочинения эпохи средневековья, среди них знаменитое «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которым Аввакум положил начало автобиографическому жанру в русской литературе.
История
Жизненный путь Аввакума начался в Нижегородской области. Появившись на свет в роду потомственных священников, Аввакум в выборе занятия последовал семейной традиции, однако сразу с непоколебимым упорством стал проповедовать аскетизм и неукоснительное следование церковным правилам. Эти убеждения и определили его отношение к церковной реформе патриарха Никона.
Прослужив при сельском приходе Нижегородской области до 28 лет, из-за конфликта с местным воеводой Аввакум был вынужден податься в другие земли. Временное пристанище он нашел в Ивановской области, но и там обнаружил то же непонимание своих принципов, почему и оказался в Москве. Благодаря своей учёности, в столице Аввакум был приближен к царю. Дальнейший путь старообрядца определяли милостивые или, наоборот, гневные решения правителя. Последовавшие ссылки протащили предводителя старообрядцев по всей Руси: своих двух сыновей он потерял в Сибири, в Забайкалье, три года ушло на возвращение обратно в Москву, потом была полуторагодичная ссылка в Архангельскую область.
В 1666 году протопоп Аввакум дважды томился в заточении в сыром подвале Боровского Пафнутьева монастыря. Древняя обитель представляет собой мощную городскую крепость со стенами в несколько метров толщиной, с бойницами и башнями. Первая ссылка Аввакума в Боровск Калужской области случилась в марте и длилась 10 недель. В сентябре протопопа вновь привезли в Пафнутьев монастырь, на этот раз – до 30 апреля 1667 года. Впоследствии Аввакум с волнением называл Боровск «мое Отечество», «место мученное, идеже святии мучатся».
В то время Боровск был известен своей крепкой старообрядческой общиной. Любопытно, что именно сюда ссылали неугодных в Москве ревностных старообрядцев. Такова судьба знаменитой боярыни Морозовой и её сестры княгини Евдокии Урусовой, но для них Боровск стал не только местом мучений, но и местом упокоения. Деятельность местной старообрядческой общины воплотилась к началу XX века в собор Покрова Пресвятой Богородицы, ставший подлинным украшением Боровска.
После Боровска протопопа Аввакума отправили в Пустозёрск (Ненецкий АО), где 14 лет он просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде, продолжая доступными способами свою проповедь. Наконец, резкое письмо царю Фёдору Алексеевичу решило его участь: Аввакум вместе с томившимися с ним в Пустозёрске последователями был сожжён заживо.
Состояние
В музейно-краеведческом центре «Стольный город Боровск» создана экспозиция, посвященная периоду пребывания в Боровске протопопа Аввакума и его сподвижниц: боярыни Ф.П. Морозовой и княгини Е.П. Урусовой, а также рассказывающая о Боровске как центре старообрядчества в XVII - нач. ХХ вв.
Когда в 2020 году отмечалось 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума, единственный в России скульптурный памятник этому религиозному деятелю был поставлен именно в Боровске. Скульптор Олег Молчанов изобразил предводителя старообрядцев в благословляющем движении. В руках его свиток-послание «Стойте Господа ради в вере твердо и не предавайте благоверие отец ваших». Проект реализован и профинансирован последователями Русской православной старообрядческой церкви. Смысловая нагрузка придана даже постаменту: линия, разделяющая разный цвет гранита, символизирует Раскол Русской церкви в XVII веке, а красный цвет напоминает о мученическом конце Аввакума. Монумент установлен в центре сквера, который примыкает к Покровскому старообрядческому собору, находящемуся в настоящее время на реставрации.
Впечатления
Достопримечательности, связанные со старообрядчеством и пребыванием протопопа Аввакума в Боровске, продолжают жить и почитаются как элементы ключевой темы в истории Боровска. Местный туристско-информационный центр предлагает экскурсионную программу о старообрядчестве с рассказом об истории раскола на Руси, посещением краеведческого музея, созданного при участии старообрядческой общины города, часовни боярыни Морозовой и старообрядческого храма Покрова Пресвятой Богородицы.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|