Дединовские челны
Главное
Представьте - изящное суденышко скользит по речной глади, управляемое стоящим в нем кормщиком с длинным веслом. «Так это же Венеция!» - скажет искушенный российский турист. Нет, это Подмосковье! Близ Луховиц на хуторе Лисьи Норы сохранился уникальный русский промысел – строительство Дединовских составных челнов. Ведущий свою историю с XVIII века, ныне он сохраняется силами единственного мастера на всю Россию.
История
История появления составных челнов на Оке в селении Дединово и их дальнейшего производства столь удивительна, сколь печально нынешнее состояние этого уникального промысла, нигде более в мире не сохранившегося. Легенда гласит, что умение строить составные челны, а не однодеревки-долбленки новгородцы в средние века переняли у варягов. Детали подобных челнов были найдены археологами в Великом Новгороде и датируются XII-XIII веками. Навыки промысла принесли на берега Оки новгородские лодочники, переселенные в XV веке государем Иоанном Васильевичем III из Великого Новгорода в попытках смирить непокорную вольницу. Дединовцы по праву считают себя потомками того племени.
С тех пор село превратилось в крупнейший в Поочье центр строительства деревянных судов. Недаром царь Алексей Михайлович выбрал Дединово местом строительства первого русского военного корабля. Под руководством голландских мастеров местные умельцы построили и спустили на воду «ОРЕЛ», над которым впервые был поднят российский триколор. Петр I дважды посетил Дединово с «производственной» целью: в Троицком храме близ верфи царем был поставлен «эталон» постройки речных судов – «коломенка» (модель ее, изготовленная Пивоваровым В.Н., по-прежнему хранится в храме).
Целый флот барок, полубарок, коломенок, стругов был построен местными судостроителями для перевозки по Оке и Волге хлеба и других товаров. Например, в 1837 году в Дединово была построена барка длиной 60 метров и шириной 13 метров.
Воды красивейшей реки Оки до сих пор огибают Дединово. Вот только ни «ОРЛА», ни барок, ни коломенок на ней не увидеть. А их «современники» - составные челны - до недавнего времени стояли на причале чуть ли не у каждого рыбака села. Умением строить легкие на ходу и устойчивые на рыбалке и охоте челны владел каждый мужчина села. Незаменимы челны были и в разлив, когда пойма Оки заливалась вешними водами. Но ушли из жизни мужчины-мастера. Редкостью на берегах Оки стали эти просмоленные суденышки. Лишь Виктор Николаевич Пивоваров из Лисьих Нор сохранил не только филигранное умение строить составные челны по технологии XII века, но и стремление показать людям их технологию. И, что немаловажно, научить умению управлять челном на своем пруду на хуторе.
Состояние
Челны изготавливают по старинному способу. Из века в век в начале зимы мастер находил в лесу «тюпки» - бревна диаметром в полметра, чаще из ивы. Из них с помощью специальных, еще «дедовских», инструментов лодочник вырезает «половинки», которые прикрепляются к доске-днищу. Другие сложные элементы – «щеки» и «штевни» - подгоняются к доске и половинкам с помощью потайных гвоздей. Стыки между отдельными частями челна конопатят и закрывают ветками из черемухи с помощью скобок. Точность подгонки отдельных частей такова, что челн не протекает. К тому же он не тонет, даже наполнившись водой. Управляется дединовский челн стоя, длинным веслом, лопасть которого усилена металлическим наконечником, чтобы отталкиваться от дна на мелководье. Самое ценное в таких челнах, по словам местных рыбаков, - «его рыба не боится!».
Виктор Николаевич Пивоваров не только строит челны, но и стремится сохранить и пропагандировать уникальный промысел Дединовского судостроения. Им был изготовлен челн для Музея Мирового океана в Калининграде. На ежегодных праздниках в Дединово, посвященных первому кораблю «ОРЕЛ», Виктор Николаевич катает на челне ребятишек. Участвовал мастер в этнографических фестивалях «Царская уха» в Белоомуте, в православных фестивалях в Зарайском районе. Трижды становился лауреатом Премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье». А еще он создал туристический объект – «Хутор дединовского лодочника», где можно познакомиться с технологией изготовления дединовских челнов под руководством самого мастера, а все желающие смогут освоить необычную технику управления челном на пруду хутора и покататься по водной глади.
Однако ситуация с сохранением и популяризацией Дединовских челнов по-прежнему архисложная. Помните стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане»? Так вот – одна лошадь еще плывет! Нужно ее спасти!
Впечатления
Проезд к «Дединовским челнам» очень простой: по Рязанскому шоссе и далее по добротному районному шоссе от Москвы - всего 120 км. А вот найти что-либо подобное ни в округе, ни в России (и в мире!) невозможно. Чувство легкого скольжения деревянного челна по воде, повествование о традициях Дединовского судостроения, гостеприимство мастера – все это достойно стать жемчужиной подмосковного туризма. Можно поставить палатку и заночевать под кронами дубов. А на хуторе можно посетить музей деревянной скульптуры, попробовать натуральные продукты от фермеров. Всего в 7 км – село Дединово с богатейшим краеведческим музеем, мемориалом на месте постройки корабля «ОРЕЛ», живописными видами Оки.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|