Сергий Радонежский
Главное
Сергий Радонежский - один из самых почитаемых и, главное, самых любимых русских святых. Он считается святым покровителем Руси и русского народа. Величайший подвижник. Один из объединителей земли русской. Преобразователь монашества на Руси. Великий труженик, работавший с младых лет до конца своих дней. Преподобный воплотил в себе лучшие черты национального характера русского человека, с его стремлением к созерцанию, к духовному совершенствованию, к возрастанию в вере, к внутреннему духовному росту, которое сочеталось у него с большим смирением, кротостью и трудами во славу Господа.
История
Первый его биограф Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой родился в селе Варницы, под Ростовом Великим, в семье боярина Кирилла и его жены Марии, людей благородных и благоверных. Был их третьим младшим сыном. При рождении получил имя Варфоломей. В мнениях ученых о дне его появления на свет существуют разночтения: от 11 июня 1313 г. до 25 августа 1325 г. Русская православная церковь считает днем его рождения 3 мая 1314 г.
Еще до его рождения с ним совершались чудеса. Однажды, когда ребенок был еще в материнской утробе, его мать была в церкви во время Божественной литургии. Она вместе с другими молящимися молча стояла в притворе, как вдруг младенец в ее утробе начал громко кричать. И так было трижды. Будущие родители обратились к иерею: что это означает? «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы», – сказал он.
В возрасте семи лет Варфоломея вместе с братьями Стефаном и Петром отдали на обучение. Братья быстро обучились грамоте, он же отставал в учении. Печалились учителя и родители, печалился он сам и горячо молился. Однажды в поле, где он пас скот, ему встретился старец, который сказал: «О грамоте, чадо, не скорби, с сего дня дарует тебе Господь знание грамоты». Так и произошло. Он изучил Священное Писание и навсегда проникся духом церкви и иноческого жития.
В то время Русь, раздробленная и измученная, страдала от набегов Золотой Орды. Семья некогда богатого боярина была разорена от постоянных нашествий татар и тяжких им даней. В 1328 г. Кирилл с семьей решили переселиться из Варницы в город Радонеж, куда пошли пешком (а это 60–70 км), неся свой нехитрый скарб. Перед смертью отец и мать одновременно приняли схиму в Хотьковском монастыре, где сегодня покоятся их мощи.
После смерти родителей юноша Варфоломей твердо решил посвятить свою жизнь строжайшему монашеству и пустынножитию. Он попросил Стефана помочь ему найти место пустынное. Они обошли многие леса, и полюбилось им место на холме Маковец в самой чаще глухого Радонежского бора, на берегу реки Кончуры. Помолившись, они стали рубить лес и на своих плечах таскать бревна на выбранное место. Вскоре хижина была готова. Примерно в 1335 г. они срубили небольшую деревянную церковь, которая была освящена во имя Святой Троицы. На месте ее теперь стоит храм. Однако, не выдержав суровых тягот аскетического существования, нужды и лишений, Стефан уехал в Москву, поселившись в Богоявленском монастыре. Варфоломей же призвал к себе игумена Митрофана и принял от него монашеский постриг под именем Сергия. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и той пустыни.
Молодой монах терпением и молитвами преодолевал все трудности своей уединенной и суровой жизни. Порой его смущали демонские козни и ужасы. В лесу к нему стаями приходили волки, выли и с ревом проходили мимо. Иногда окружали его, обнюхивали, но не трогали. Приходили и медведи. Один из них повадился ходить каждый день, но не из злобы, а чтобы взять что-нибудь на пропитание. Сергий стал оставлять ему на пне еду. Медведь брал ее и уходил. Если же не находил привычного куска, то долго стоял, озираясь и упорствуя. Сергий, отличавшийся необыкновенной добротой и к людям, и к зверям, порой сам оставался голодным, а медведя кормил.
В свободное от молитв и повседневных забот дел Сергий вырезал для детишек из окрестных деревень деревянные игрушки, медведиков. По преданию, из них потом пошел знаменитый русский промысел – богородская игрушка.
Все посылавшиеся ему испытания он терпел с радостью и благодарением, никогда не протестовал, не унывал в трудностях. Монахи, прослышав про его пустынную жизнь, стали приходить к нему и предлагать помощь. Но он не только не принимал ее, но и запрещал оставаться, пока не убедился в их усердии, в том, что они смогут вынести голод, жажду, неудобства и бедность. Так вокруг Сергия собралось двенадцать монахов, каждый построил себе келью и жил, подражая Преподобному.
Постепенно в место уединенных молитв и тяжелого физического труда начали стекаться иноки со всей страны, образовав обитель, которая к 1345 г. превратилась в Троице-Сергиев монастырь, а впоследствии в Троице-Сергиеву лавру. Помимо этого монастыря преподобный Сергий основал еще несколько. Слава его росла и крепла. В обитель потянулись не только монахи, но и люди вполне светские – от простых крестьян до бояр и князей.
Митрополит Алексий, глубоко уважавший радонежского игумена, перед своей смертью уговаривал его стать своим преемником. Однако у Сергия был свой особый путь, он отказался.
Великий князь Дмитрий Донской накануне битвы с ордынским ханом Мамаем с глубочайшем почтением просил у него благословения. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию. Бог и Святая Троица помогут тебе!» – напутствовал его преподобный Сергий и снарядил с ним двух иноков-богатырей: Пересвета и Ослябю.
Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Однажды ему явилась Божья Матерь с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители.
25 сентября 1392 г. преподобный Сергий скончался. Через тридцать лет после его кончины были обретены его святые мощи. В 1452 г. он был причислен к лику святых. Церковь отмечает его память в день кончины 25 сентября, а также 5 июля, в день обретения мощей.
Состояние
Святой Сергий изменил строй монашеской жизни. Он впервые установил правила общежительства, создал монастырский Устав, который запрещал монахам принимать подаяние, обязывал их жить исключительно за счет собственного труда. Монахи не должны терпеливо сидеть и ждать милости от Бога или просить у мирян на пропитание. Они должны работать денно и нощно. Сам он первым показывал пример: вставал раньше всех на работу, на службе никогда к стене не прислонялся, никто его никогда не видел ни одной минуты без дела. Он или молился, или строил, или целил, или принимал страждущих.
Подвижничество Сергия не только оставило след в Русской Православной церкви, но и прославило его в веках. По данным ВЦИОМ, 72% россиян знают его имя. О нем написаны книги, картины, сняты фильмы. Особую роль святой сыграл в творчестве Михаила Нестерова, картины которого “Видение Отрока Варфоломея” (в Третьяковской галерее) и триптих “Труды Сергия Радонежского” стали ключевыми для художника.
Впечатления
Наиболее заметно наследие святого Сергия сохранено в Московской области. Паломники и туристы едут в Сергиев Посад в лавру и расположенные рядом Радонеж, где восстановлен заложенный им Троицкий храм, и Хотьково, где он служил в Монастыре. В расположенном также недалеко усадьбе Абрамцево в расписанном храме - образ Сергия Радонежского кисти Виктора Васнецова.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра является самым крупным действующим мужским монастырем в России. Красивейший комплекс каменных храмов, строившихся в XV-XVIII вв., находится под защитой ЮНЕСКО. При этом в Лавре постоянно идут богослужения. При монастыре действует Московская духовная академия, внутри которой есть регентская и иконописная школы. Есть свое издательство и паломническая служба, городская православная гимназия, две церковно-приходские школы и военно-патриотический клуб. В первом и главном соборе Лавры - Троицком соборе XV века - находятся мощи Сергия Радонежского, над которыми практически постоянно читается акафист святому. В левой части иконостаса висит копия иконы Святой Троицы Андрея Рублева. Считается, что сама икона была написана Рублевым для этого храма и находилась здесь вплоть до «переезда» в Третьяковскую галерею в 1929 году. Центральный храм Лавры – пятикупольный Успенский собор практически копировал Успенский собор московского Кремля. Как правило, службы идут в Успенском соборе, под иконостасом с иконами XVI века, а накануне двунадесятых праздников – еще и в Трапезном храме, выстроенном в особом, «нарядном» стиле каменного «Нарышкинского барокко».
Рядом стоит колокольня, авторство которой приписывают то самому итальянцу Растрелли, то великому российскому зодчему Ухтомскому. Далее в небольшой церкви Сошествия Святого Духа находятся мощи великого духовного писателя Максима Грека, который перевел на церковно-славянский язык Толковую Псалтырь и оставил после себя целое собрание сочинение духовной литературы.
В мире в честь Сергия Радонежского освящено более 750 храмов - не только в России, Украине, Беларуси, но и, например, в Йоханесбурге (ЮАР), создан целый ряд памятников святого. В Москве одним из крупнейших, например, является Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. В Центральном музее древнерусской живописи (Андрониковом монастыре) можно посмотреть икону Дионисия “Сергий Радонежский в житии” (XV век) с 12 клеймами, отражающими жизненный путь святого.
Помимо Троице-Сергиевой лавры, Сергий Радонежский основал другие значимые монастыри: Благовещенский на Киржаче, Борисоглебский близ Ростова, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий в Серпухове... (См. о них статьи про Коломну и Серпуховские монастыри на сайте “Живое наследие”). Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Его ученики Савва, Ферапонт, Кирилл и другие тоже основали более сорока монастырей: Саввино-Сторожевский близ Звенигорода, Ферапонтов, Кирилло- Белозерский и др. А потом и ученики его учеников основали свои обители. Посещение этих обителей может стать особым “Сергиевским” маршрутом.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|