Войти
Меню

Полховско-майданская роспись

Тип бренда
Традиции и промыслы
Категория
Время появления
1920-е годы
Статус
живой
Контактные данные
Назаркина Валерия Евгеньевна
8 (831) 78 - 6 - 11 - 51
5
 
0
0
Автор
Назаркина Валерия Евгеньевна
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Матрешка уже давно стала явлением мирового масштаба. А Полх-Майданская матрешка – гордость и богатство Вознесенского края. Полховско-майданскую роспись не спутаешь ни с одной росписью: цветистая, оригинальная, сверкающая радугой ярких анилиновых красок и лаком. У нее свой графический стиль, свои краски, своя легендарная алая роза.

История

В летописи Вознесенского края сказано: сколько лет селу Полх-Майдан, столько лет и промыслу. Образ матрешки, которую делают там, отличается от всех известных. По легенде, в давние годы в армии Степана Разина была атаманша Алена Арзамасская. Была она предводительницей бунтующего народа. В отряде Алены воевали предки майданских мастеров. Дошла она до Темникова, обвинили ее в колдовстве и приговорили к смертной казне. Привязав Алену к столбу, подьячий прочитал приговор: «Сжечь живой». И на месте сожжения расцвела яркая алая роза шиповник. В отряде Алены служил парнишка, он очень любил Алену. Сорвал он эту розу, спрятал за пазуху, побежал и обосновался в Полховском Майдане. Носил паренек из леса чурочки, и через некоторое время на его крыльце красовались расписанные изделия, на которых и была изображена алая роза, цветок шиповника. Сейчас матрешки такие яркие, красочные, а раньше изделия полх-майданских мастеров были белыми. Точили в основном предметы бытового назначения. А рисунки появились с 1916 года. Украшения стали наносить выжиганием. Затем стали на обожженные изделия наносить масляные краски. С 1934 года стали использовать анилиновые красители. С появлением красителей в Полх-Майдане производство деревянных расписных изделий приняло более широкий размах.

Состояние

Технология росписи матрешек следующая: сначала токарь вытачивает матрешку, она белая. Затем наносится грунтовка - крахмал. Обрабатывают изделия 2-3 раза, после каждой обработки им дают обсохнуть. Затем циркулем наводят лица. Потом художница берет перо и тушь и наносится «наводка» - это обязательный прием майдановской росписи. После этого изделия расписываются красителями, традиционно это анилиновые красители, в настоящее время обычно используют акриловые красители или гуашь. Основных красок всего четыре – синяя, зеленая, красная и желтая. Как только краска высохнет, делают разживку, наносят украшения. После росписи матрешка 2-3 раза лакируется и приобретает товарный блеск.

Впечатления

В Вознесенском установлен памятник полх-майданской матрешке. Он появился на главной улице поселка, на одном из самых оживленных мест. Каждый въезжающий в «районную столицу» заметит ее. Познакомиться с промыслом можно в Вознесенском историко-краеведческом музее. В музее можно увидеть матрешку размером меньше спичечной головки и матрешку высотой в человеческий рост, большую сувенирную пушку, Собор Василия Блаженного, выточенный из дерева, а так же «15 республик – 15 сестер», выполненных в виде матрешек. Детям интересна коллекция «33 богатыря». По желанию, для посетителей устраивается мастер-класс по росписи изделий из дерева. С процессом изготовления матрешек можно познакомиться, посетив токарную мастерскую, где происходит «живое рождение» матрёшки.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru