Оренбург - "окно в Азию"
Главное
А вы знали, что Оренбург – это «двойник Петербурга»? И Петербург, и Оренбург – это два «новых окна Империи в чуждый, чужой, опасный и такой нужный Империи внешний мир» (В.Л. Каганский). Одно окно смотрело на Европу, другое – на Азию. В Петербурге всегда располагались арсенал, крепость, флот, таможня, биржа, торговые ряды; в Оренбурге было все то же самое, кроме флота.
История
Оренбург возник по государственному замыслу, как следствие включения в состав Российской империи Младшего Казахского жуза в 1731 г. Оренбург, как и Петербург, стал «воплощенным государственным проектом». На новый город, расположенный прямо на границе со Степью, были возложены важнейшие функции – быть крепостью в центре колонизируемого азиатского пространства и торговым пунктом, способствующим включению азиатских территорий в сферу экономических интересов Российской империи.
Граница была «духом и функцией» Оренбурга, который возглавлял оборонительную линию, рос погранзаставой имперского уровня. Крепостной характер Оренбурга наложил ощутимый и сегодня отпечаток на облик, планировку, стиль города. Центр современного Оренбурга по-прежнему умещается в границах старой крепости, сохранил историческую регулярную планировку, симметрию, ориентацию по сторонам света, «указное» расположение городских площадей.
Оренбург стал завершением, последним рубежом европейского культурного ландшафта. Вплоть до 1881 года он представлял собой резиденцию военного губернатора, «главного начальника края». В силу данного обстоятельства, город, расположенный на границе со Степью, являл собой квинтэссенцию имперского порядка (насколько это было возможно) и имперской цивилизации.
После того, как в состав Российской империи вошли Центральноазиатские владения - Хива, Бухара и Коканд, и территориально граница государства переместилась далеко на юг и юго-восток, Оренбург остался своеобразной психологической границей империи, за которым простирались территории, хоть и считавшиеся формально российскими, тем не менее сохранявшие свое культурное и ментальное своеобразие. Путешествующие через Оренбург, писатели, ученые, чиновники - все как один отмечали это ощущение пересечения какой-то невидимой границы между «своим» и «чужими». За Оренбургом начиналась «настоящая» Азия. Город же, по словам М. Михайлова, был форпостом, призванным связать эту территорию «гальваническою проволокою с общим строем государства».
Состояние
Главная улица Оренбурга, Большая Николаевская (Советская), и сегодня почти полностью состоит «из казенных строений» XIX века. Это бывшие генерал-губернаторский дом (1841 г.), Второй оренбургский кадетский корпус (1882 г.), ордонансгауз, в котором содержались Т. Г. Шевченко и Н. Г. Чернышевский, «пограничная комиссия», городская управа, Неплюевское военное училище (1841 г.). В здании Государственного архива Оренбургской области в XIX в. размещалась полиция и квартира полицмейстера. В 1878 г. на дочери оренбургского полицмейстера Дрейера тайно женился Великий князь Николай Константинович, сосланный в Оренбург.
Оренбург был спланирован по «петровским» принципам строительства, предполагавшим «единовременность планирования и осуществления плана, геометрически правильную планировку, преимущественно по прямоугольной сетке, обязательное наличие центральной площади с административными учреждениями, симметричное размещение комплексов зданий». К счастью, эта историческая планировка сохраняется и по сей день.
В губернаторство В. А. Перовского Оренбург украсился сооружениями, которые, как писал В. Л. Дедлов, «не совестно было бы поместить и в Петербурге». Были возведены Благородное дворянское собрание (1841 г.) и Караван-сарай (1846 г.) по проекту А.П. Брюллова, главная гауптвахта (1856 г.). Под Губернскую канцелярию был перестроен особняк богатого купца, винного откупщика, титулярного советника А. И. Еникуцева (1839 г.).
Городская архитектура подчеркивала «столичность» и европейский характер Оренбурга. Стилистика казенных и частных сооружений Оренбурга была преимущественно классической, ампирной, барочной или эклектично сочетала в себе различные архитектурные направления, включая псевдоготику. В начале XX в. стали возводиться особняки в стиле позднего провинциального модерна, который во многом сформировал исторический центр города. Организация бытовой среды по «имперскому» типу сохраняла город в качестве своеобразной психологической границы «коренной Империи».
Впечатления
Культурный статус «малого степного Санкт-Петербурга» признавал сам А. С. Пушкин, сделавший Оренбург крайней восточной точкой своих путешествий по России.
Историческую аутентичность города отмечают все, кто впервые приезжает в Оренбург и прогуливается по его центральной части. Вот и Илье Варламову Оренбург приглянулся. По его мнению, «мудрый Оренбург не истерит и не комплексует, он не разрушает исторический центр и не сносит историческую застройку … Даже когда надо напомнить о столичном статусе города, Оренбург пишет, что столица это степная! Именно поэтому в Оренбург сразу влюбляешься».
Предлагаем и вам своими глазами увидеть «последний город империи» на азиатском порубежье России.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|