Церковь Рождества Христова в селе Нижнее Аблязово
Главное
Белокаменная красавица, церковь Рождества Христова в селе Нижнее Аблязово Кузнецкого района Пензенской области, была построена в 1724 году чаяниями Григория Афанасьевича Аблязова, прадеда писателя Александра Николаевича Радищева. Старейшая по времени постройки и красивейшая по внутреннему убранству в Пензенской области церковь дошла до нас почти в первозданном виде. На протяжении трех столетий службы никогда не прекращались. Интерьер аблязовского храма является ярким образцом эпохи барокко и заслуживает внимания как уникальный образец монументального искусства первой половины 18 века. Храм хранит множество тайн и загадок, поводом к ним послужило необычное внутреннее убранство. Такого сельского храма вы, пожалуй, не увидите нигде.
История
Без малого три столетия стоит церковь Рождества Христова, напоминая потомкам о некогда уникальном селе и захватывающих легендах, с ним связанным. В своем каменном сердце величественный храм хранит множество тайн и загадок.
Самая известная из существующих легенд - о некоем итальянце, украшавшем храм. Распространенный вариант легенды звучит так: "Помещик Григорий Афонасьевич Аблязов, узнав о прохождении по Владимирскому тракту на каторгу в Сибирь художника-итальянца Лаура Морреля, подменил его на пересыльном пункте своим крепостным, а итальянца оставил у себя в усадьбе и поручил ему изготовление иконостаса для Рождественской церкви. Итальянец прогневал императрицу Екатерину I за отказ писать икону с её ликом. А та, не долго думая, за такую дерзость отправила его на каторгу. За свое чудесное спасение Лаур отплатил Григорию Аблязову сполна, создав памятник красоты невиданной". Но это только красивая легенда. Белокаменная красавица - результат творений русских мастеров. В интерьере храма нет ничего, что бы не вписывалось бы в историю русского искусства указанного периода.
Способствовал благоустроению храма и отец А.Н.Радищева Николай Афанасьевич, внук Григория Аблязова, человек просвещенный и культурный. Он обновил убранство храма по столичному образцу в 1762-1764 годах.
Состояние
В храме сохранился полный ансамбль внутреннего декоративного убранства: великолепный пятиярусный резной золочёный барочный иконостас, алтарная резная золочёная барочная сень, уникальная архитектурно-скульптурная группа Плащаница и иконостасы приделов с резными Царскими вратами. Церковь трехпрестольная: главный престол освящен в честь Рождества Христова, придельные - в честь Покрова Божией Матери и во имя преподобного Александра Свирского.
Каменная церковь типа восьмерик на четверике доминирует на фоне частной застройки и выигрышно смотрится на высоком холме, утопающем в роскошной зелени деревьев. Рядом с храмом - яблоневый сад, который сторожилы называют Барским.
Уже много лет дарит людям исцеление икона Пресвятой Богородицы "Скоропослушница", написанная на горе Афон специально для аблязовской церкви.
Впечатления
Село Нижнее Аблязово имеет этнографические особенности. В конце 17 века здесь осела артель людей, называющих себя масами. Визуально отличавшиеся особой статью, они обладали некими духовными знаниями и умениями быть незаметными («нечитаемыми») для внешнего мира. Масы уже тогда говорили между собой на условном языке, непонятном простому народу. Говорили, что масы обладают даром воздействия на людей. Хочется верить, что неслучайно Афанасий Аблязов первую из трех построенных и сохранившихся до наших дней церквей заложил в Рождественском. Почему именно здесь Григорий Афанасьевич, обладавший недюженной практической схваткой, начал строительство храма? Привлекло малообжитое место и плодородные земли? Или все-таки мистическое влияние масов? И почему в советское время церковь существовала вне времени и реформ? На эти вопросы скорее всего мы никогда не найдем ответов.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|