Войти
Меню

Пермские деревянные боги

Тип бренда
Образы
Категория
визуальный территориальный стиль
Время появления
XVII века
Статус
живой
Контактные данные
Юлия Борисовна Тавризян
+7 (342) 212 22 50
5
 
1
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Пермская деревянная скульптура («пермские боги») – один из главных символов Пермского края. Это уникальная скульптура, не имеющая аналогов, соединение православной христианской и языческой культур. Местные народы, издавна вырезавшие деревянных идолов, перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых. Так возникли эти глубоко духовные и самобытные деревянные скульптуры.

История

Самые древние из известных произведений пермской деревянной скульптуры выполнены в конце XVII — начале XVIII веков в православных храмах на территории современного Чердынского района на севере Пермского края. Зыряне, коренные жители этих мест, поклонявшиеся деревянным идолам, перейдя в православие, продолжали вырезать деревянные фигуры Иисуса и других святых, потому что объемные фигуры были им ближе.

В 1722 году Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых, поэтому Пермские деревянные боги уникальны: на Урале священники не боролись с местной традицией и не уничтожали деревянных святых и Иисуса. К тому же они отражали глубокую и искреннюю веру их создателей.

Состояние

Самая крупная коллекция Пермской деревянной скульптуры находится в Пермской художественной галерее. Галерея занимает здание кафедрального Спасо- Преображенского собора, деревянная скульптура представлена в подкупольном пространстве собора. Коллекция насчитывает около 500 экспонатов. Большинство произведений выполнены неизвестными мастерами. Произведения из Пермской коллекции участвовали на выставках в Москве, Париже, Осаке, Брюсселе.

Любопытно, что внешность многих деревянных святых и Иисуса имеет ярко выраженные коми-пермяцкие черты. Коми-пермяки одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им еду и подарки. Они верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму.

При советской власти деревянные боги были сохранены и помещены в музей, благодаря Николаю Серебренникову, который в 1920-е годы организовал несколько экспедиций для сбора уникальных скульптур, а затем стал директором Пермской художественной галереи, куда были помещены собранные скульптуры.

Впечатления

Самобытные деревянные скульптуры могут стать средством для привлечения туристов в Пермь, «изюминкой» экскурсионных и познавательных маршрутов. По словам Анатолия Луначарского, который познакомился с коллекцией деревянных богов в 1928 году, «совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точек зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru