Войти
Меню

Пермский звериный стиль

Тип бренда
Образы
Категория
визуальный территориальный стиль
Время появления
VII в. до н. э. — XII в. н. э.
Статус
живой
Контактные данные
4
 
14
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Пермский звериный стиль - это самобытное явление, разновидность стиля бронзовой художественной пластики, существовавшая в древних культурах Прикамьяв VI - XII вв н. э. Предметы пермского звериного стиля принято связывать с шаманскими культами. Изначально это в основном обереги, шаманские изображения, культовое литье. Затем их стали использоваться и в качестве украшений. Самые часто встречающиеся образы – медведь в «жертвенной» позе (голова между лап) и парящая птица, иногда уносящая на своей груди человека (возможно, символизируя душу, покидающую тело после смерти). До сих пор пермский звериный стиль остается одним из наиболее загадочных культурных явлений Евразии. Причина – отсутствие письменности у его создателей. Да и о Прикамье тех времен мы знаем немногое.

История

Ученые обратили внимание на предметы пермского звериного стиля только в конце XIX века. Первые образцы культового литья находили вовсе не в ходе археологических раскопок, а местные крестьяне – при распашке земли, на собственных огородах. Находки вызывали страх, особенно если речь шла об изображениях человека. Их называли «чудскими богами», от них избавлялись.

Пермский звериный стиль появился в VIII в. до н. э. (во времена так называемой Ананьинской культуры). Ученые сходятся на том, что это стиль местного происхождения. Расцветом же этого искусства считается так называемый период Ломоватовской культуры с VII по IX вв. Его отличает присутствие изображений животных (в основном это лоси, медведи, кони, змеи), птиц и людей-животных, всадников. Встречаются и более сложные двух- и трехъярусные композиции.

Самый загадочный персонаж и, одновременно, визитная карточка стиля - человеколось на ящере. Это отражение мифологической системы местных народов, трехъярусное строение мироздания от обитающего в подземном мире ящера до царящих под небесным сводом лосей. И посередине – антропоморфный персонаж, объединяющий черты человека, животного и птицы. Закат пермского звериного стиля приходится на XII–XIII вв., когда в Предуралье, а затем и на запад Сибири проникает все большее количество импортируемых серебряных изделий с запада России.

Состояние

Основной прием изготовления изделий данного стиля – бронзовое литье в жестких односторонних и двусторонних формах. Рисунок наносился на поверхность заготовки и вырезался ножом. Они также вырезались из дерева и кости, изображения гравировались на металлических и костяных предметах. Амулеты чаще всего крепились на пояса, призванные охранять своего владельца.

Большая часть предметов, хранящихся сейчас в музеях, найдена в местах захоронений и на территориях древних мастерских.

Впечатления

В наши дни образы пермского звериного стиля присутствуют в фольклоре коми и угорских народов. Также его влияние заметно в орнаментах коми, удмуртов, манси и ханты, в их вышивках и поделках из кожи.

Большая часть собранных образцов Пермского звериного стиля хранится в музеях Пермского края (Чердынском краеведческом музее, Пермском краевом музее) а также в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном Историческом музее в Москве.

Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru