Урало-сибирская художественная роспись
Главное
Как будто бы объемные ягоды, яркие цветы, удивительные львы, явно никогда не встречавшиеся художникам, – Урало-Сибирская роспись украшает прялки, сундуки, шкафы, полати и потолки. Контрастный рисунок выглядит празднично, украшает дом и расписанные предметы, свидетельствует о достатке и статусе их владельца.
История
Появление урало-сибирской росписи связано, безусловно, с процессом заселения Прикамья. Первый мощный поток переселенцев с севера и Поморья двинулся в сторону Урала в XVII –XVIII. Жители Архангельского края принесли с собой в Сибирь двухцветный мазок, так называемый разбел. Вторая волна пришла с Украины и Поволжья. Она добавила набор новых образов – помимо растительной тематики (цветов и древа жизни) теперь в изображениях появляются византийские львы, птицы, цветовая гамма становится богаче. Расписывали как предметы быта, так и интерьеры. Домовая роспись стала популярной в начале XIX века. Декорировали стены, потолки, двери, простенки, полати, шкафы, прялки, посуду, коромысла. Определенная местность специализировалась на конкретных изделиях, например, Кунгур – на коромыслах, Оханск – на телегах.
К началу XX века уральская роспись, как и многие другие промыслы, приходит в упадок. Нет больше потребностей прясть вручную, исчезает из обихода деревянная посуда, да и в целом все более популярны становятся изделия городские, массового производства. Нечего больше расписывать.
Состояние
Урало-сибирская роспись производилась масляными красками на предварительно подготовленной деревянной основе. Основная техника – разбел. На кисть брались два цвета – основной на одну сторону кисти и белый на другую. Таким образом мазки получались более «живыми», как бы с игрой света, а переход между цветами получался более плавный, нежели при нанесении белого цвета поверх основного рисунка. Цветовая гамма ограничена несколькими цветами - красным, синим, желтым, зеленым и их оттенками. Реже присутствовал темно-коричневый. Но всегда – белый и черный.
Основные мотивы изображений - цветы, букеты, древо жизни, реже - животные, птицы. Деревянную основу ошкуривали, грунтовали лаками, клеем или крахмалом, затем наносили краской фон. Рисунок делался контрастными с фоном тонами.
Наиболее распространенной из крестьянских росписей можно назвать обвинскую роспись.
Впечатления
Одно из мест, где можно максимально близко познакомиться с особенностями этого промысла – Галерея домовой росписи Прикамья, ее зал размещается в одном из зданий Краеведческого музея Соликамска. Галерея уникальна во многих смыслах: помещение стильно и современно оформлено, все экспонаты снабжены табличками на русском и английском языках, в галерее установлена сенсорная панель с виртуальным приложением «Прикамье на красках», в игровой форме демонстрирующим особенности производства красок и техники их нанесения, есть зона творчества и лекторий, ориентированные на семейные группы и мероприятия. Основная тема экспозиции – оформление крестьянских домов Русского Севера XIX – начала XX века.
Летом организаторы галереи проводят мастер-классы по обвинской росписи на улицах города.
Предметы утвари, расписанные соответствующей техникой, также выставлены в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка».
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|