Войти
Меню

Красный Яр

Тип бренда
Арт-кластеры
Категория
Время появления
1957
Статус
живой
Контактные данные
0
 
0
0
Автор
Дмитриева Виктория Витальевна
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Село Красный Яр по праву можно назвать центром традиционной коренной культуры в Приморском крае. Основную часть жителей здесь составляют удэгейцы. Из общей численности удэгейцев в России, треть их проживает на Яру. Помимо них, здесь живут уссурийские нанайцы, близкородственный по культуре народ. Здесь создан этнокультурный центр, который стал активной площадкой для трансляции традиционной культуры в ее разных формах и проявлениях - от пошива традиционной одежды до экотропы с современными арт-объектами.

История

Удэгейцы – народ таежных охотников, издавна были расселены по многочисленным притокам реки Бикин. Выбирая удобные места для жизни, охоты и рыбалки, они осваивали огромные таежные пространства. Летом на хорошо продуваемых косах, в местах богатых рыбой, рядом с нерестилищами, а зимой в распадках сопок, где собиралось много зверя, строили удэгейцы свои временные жилища, как нельзя лучше отвечающие кочевому образу жизни. Тайга была одним большим домом, она давала защиту, но и несла опасность. Ответом на нестабильность природы были духовные представления, анимистический взгляд на мир и его мифологическое осмысление. Все живое и неживое имело свою душу и покровителей. Посредником между миром духов и человеком был шаман, знавший правила и ритуалы и имевший доступ в разные миры.

Зимой 1907-1908 года, известный исследователь Приморья Владимир Арсеньев, проходящий по реке Бикин, зафиксировал более 10-ти удэгейских временных поселений у реки Бикин. Он отмечал высокую адаптивность народа к сложным условиям обитания, высокую выносливость и силу. Именно коренные жители тайги были его проводниками, знавшими местность как свой дом, каким она и являлась. Соблюдая традиционные правила и мифологические договоренности, они жили в мире и гармонии с природой.

Другая этническая группа, нанайцы, появились в этих местах сравнительно недавно. Установление государственных границ, начало освоения края сдвинуло их с привычных мест расселения - берегов реки Уссури, заставило осесть в глубине тайги, на российской территории, преимущественно в низовьях реки Бикин. С этих времен, мирно сосуществуя с бикинской группой удэгейцев, начинается совместная история этих двух народов.

С приходом в тайгу советской идеологии и новой формы правления начинается новый этап в образе жизни коренных народов Приморья. Появляются школы, больницы, клубы. Коллективизация, кооперативное движение приводит к созданию промысловых артелей, колхозов, после хозяйственных реорганизаций появились госпромхозы. Госпромхоз «Пожарский» после прихода к руководству представителей местного населения стал одним из крупнейших госпромхозов на Дальнем Востоке.

Само село Красный Яр - достаточно молодое, основано в 1957 году. Это третье место, созданное после коллективизации для оседлого проживания удэгейских родов. Первые два - Сяин и Метахеза - страдали от частых наводнений, а высокий правый берег как нельзя лучше подошел для строительства нового поселка. Именно сюда были перевезены жители двух предыдущих сел, и оно стало конечной точкой в истории кочевания народа. После рыночных реформ 90-х годов госпромхоз «Пожарский» был реорганизован в национальное охотничье хозяйство «Бикин», не дав развалиться охотничье-промысловой специализаци жителей села. После 2000 г. для ведения традиционного природопользования, сохранения и развития традиционного образа жизни коренного населения на территории Краснояровского поселения стали регистрироваться общины коренных малочисленных народов.

Состояние

В 2003-м году была зарегистрирована крупная территориально-соседская община «Тигр», которая осуществляла большую работу по охране и использованию территорий традиционного природопользования. Община стояла у истоков создания туристической активности в поселке и сейчас имеет большой опыт по приему туристов как промысловой направленности, так и этнокультурной. Один из главных результатов деятельности общины - создание этнокультурного центра с музейно-туристическим комплексом, который сегодня является местом притяжения туристов и активной площадкой для трансляции традиционной культуры. При центре работает мастерская по пошиву традиционной одежды, изготовлению сувениров. Свои умения девушки адаптировали под интересные мастер-классы для туристических групп, где можно изготовить самостоятельно амулет, украшение или вышить на память небольшой орнамент. При центре работает танцевальный ансамбль «Ули кялани», который проводит танцевальные мастер-классы для туристов, показательные выступления. При этнокультурном центре проходят праздники с традиционными играми, которые стали прекрасным развлечением для туристов. Проводятся мастер-классы по удэгейской кухне. При центре функционирует гостиничные номера.

Этнокультурный центр - это ядро аутентичной удэгейской культуры. Здесь живет традиция.

Впечатления

Община активно включилась в разработку новых туристических маршрутов, был создан тур выходного дня «Дорога через Табандо: в поисках корня жизни». Это трехдневный тур, включающий посещение достопримечательных мест села Верхний Перевал и Красный Яр, поход на Олонскую сопку, чтобы своими глазами увидеть корень жизни – женьшень. В живописном месте, рядом с селом Олон работает база отдых «Агдеми».

На территории Красного Яра зарегистрирована еще одна община - «Фулян», только начинающая свою деятельность, с основным акцентом на туризм. Организаторы занимаются развитием новых форм туристической активности, осмысляя и придавая современные формы старым традициям, пробуя симбиоз культур. Скиджоринг, катание на собачей упряжке, байк-джоринг – это новые формы развлечений для туристов, предлагаемые на Яру. В 2018-м году в рамках арт-проекта, инициированного Национальным парком «Бикин», была создана экотропа «Тропа охотника-удэгейца». Приглашенными художниками выполнены арт-объекты из природных материалов. Здесь можно увидеть стадо кабанов, изготовленное классической резьбой по дереву, изюбря в натуральную величину, сплетенного из веток, деревянный скелет рыбы с внутренним наполнением из банок, костей и всяких железок – мусора, оставляемого рыбаками после себя. В каждом персонаже заключена загадка и заложен свой смысл. Помимо объектов, на тропе можно познакомиться с разными видами приморской флоры, выйти к берегу реки, а зимой походить на лыжах.

Еще с 2000-х годов среди местных жителей сложилась традиция гостевого туризма. Удэгейские семьи в своих домах принимают туристов, где они знакомятся с бытом, кухней и местным гостеприимством. Проживание с трехразовым питанием в частном доме - до сегодняшнего дня самый популярный вид размещения.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru