Войти
Меню

Фрески Пскова

Тип бренда
Образы
Категория
Время появления
XII, XIV, XX века
Статус
живой
Контактные данные
Голомидова Елена Сергеевна
(8112)290121, 89532354904
5
 
3
0
Автор
Комитет по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму Администрации города Пскова
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Главную культурную ценность Пскова, известного, прежде всего, своей уникальной средневековой крепостью, составляют древние фрески - памятники монументальной живописи мирового уровня. В Пскове, в отличие от большинства городов, где, как правило, имеются лишь разрозненные фрагменты настенной живописи, можно проследить определенные этапы её исторического развития, получить представление о псковской школе и увидеть целые фресковые ансамбли. Это уникальные домонгольские фрески XII века Спасо-Преображенского собора, созданные, предположительно, греческими мастерами и не имеющие себе равных во всём мире по своей площади и степени сохранности, и фрески Собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря - единственный ныне сохранившийся памятник древнерусской монументальной живописи первой половины XIV в., положивший начало псковской художественной традиции.

История

К середине XII века центр развития русской культуры переместился из Киева на северо-запад Руси. Псков, где христианство в это время соседствовало с язычеством, стал площадкой для реализации идеи окончательной христианизации русских земель, что нашло зримое воплощение в активном строительстве церквей с их последующей росписью.

На рубеже 1130-х — 1140-х годов здесь был построен один из первых псковских храмов - Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Одновременно с возведением, практически с тех же строительных лесов, он был расписан фресками. Роспись в византийском стиле выполнила артель неизвестных мастеров, предположительно, из Киева, руководимых выходцами из Греции. В XVII веке стены были покрыты побелкой. И лишь в 1856 году, в ходе ремонта, фрагменты фресок открылись.

Через полтора столетия после возведения Спасо-Преображенского собора, в 1309-11 годах, был построен и спустя два года расписан еще один из ныне сохранившихся псковских храмов - собор Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Фрески, выполненные уже местными мастерами краской из глины, взятой здесь же, на Снятной горе, заложили основу псковской школы монументальной живописи. Забеленная после пожара конца XVI века роспись была обнаружена в 1910 году. Её расчистка, проводимая в первой половине ХХ века, до конца не завершена.

Художественные традиции, заложенные снетогорскими фресками, получили дальнейшее развитие в росписи храмов Довмонтова города в середине — второй половине XIV столетия. К сожалению, эти храмы разрушены. Около пятидесяти лет назад, в ходе раскопок были открыты 150 кв.м. настенной живописи из девяти церквей. Отреставрированные сотрудниками Государственного Эрмитажа, они хранятся в настоящее время в его фондах.

В 1913 году как дань псковской традиции была расписана часовня Святой Анастасии. Роспись, стилизованная в древнерусском духе, выполнена иконописцем-реставратором Г. О. Чириковым по эскизу Н.К.Рериха. После революции фрески были закрашены.

Состояние

Фресками, по свидетельству летописей, были украшены почти все храмы средневекового Пскова, однако в настоящее время увидеть их можно только в двух: Спасо-Преображенском и Рождества Пресвятой Богородицы. Оба входят в монастырские комплексы и являются соборными, однако Спасо-Преображенский собор функционирует как музейный объект, относящийся к Псково-Изборскому музею- заповеднику.

В 2019 году эти храмы включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фресковый ансамбль Мирожского собора является редким примером почти полностью сохранившейся иконографической программы росписей древнерусского храма, демонстрирующей определенный этап в развитии византийской художественной традиции. Мирожские фрески поражают своим многообразием и обилием сюжетов, они включает огромное количество сцен евангельского цикла, иллюстраций деяний апостолов и архангелов, житийных повествований Богоматери и Иоанна Предтечи, так что их в полной мере можно назвать энциклопедией классической византийской иконографии.

Фрески Снетогорского монастыря сохранившиеся не в полной мере, интересны и уникальны тем, что отходят от канонической византийской традиции, являясь первым, но при этом достаточно ярким образцом уже собственно псковской школы монументальной живописи.

Настенная живопись Анастасиевской часовни, памятника федерального значения, находится в аварийном состоянии, однако долгожданный процесс реставрации запущен – в настоящее время идет работа над проектом реставрации

Впечатления

Фрески Пскова, являясь совершенно уникальным явлением, вызывают к себе все более растущий интерес. Сегодня туристы имеют счастливую возможность увидеть своими глазами и даже попробовать прочесть живописные послания наших далеких предков, выполненные до девяти веков назад - фрески Снетогорского и Мирожского соборов, определенные ЮНЕСКО в комплексе с самими храмами как выдающиеся культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.

На протяжении ряда последних лет в Пскове обсуждается вопрос о создании Музея фрески, который даст возможность для всех желающих войти в сложный, но поистине удивительный мир фрескового искусства.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru