Скобарь
Главное
Скобари — обобщённое разговорное название жителей Пскова и Псковщины, один из основных псковских брендов, завоевывающий все большую популярность. Связано оно с легендой о том, что Петр I, обладавший недюжинной силой, не смог согнуть подкову (скобу), выкованную псковскими кузнецами. За этим названием стоят и особенности характера псковичей, и традиционное для них кузнечное мастерство. В 2014 году в Пскове был установлен памятник Скобарю, ставший одним из неофициальных символов города.
История
Происхождение слова «скобарь» - одна из неразгаданных псковских тайн. Доподлинно неизвестно, ни когда оно появилось, ни каким образом за псковичами закрепилось…
Согласно одной из самых распространённых псковских легенд, родилось это название с легкой руки самого Петра I.
Псков, будучи форпостом западных рубежей русских земель, а потому особо нуждавшийся в мечах и доспехах, с давних пор славился своим кузнечным промыслом. Кузнецы исстари составляли значительную долю в составе посадского населения Пскова и имели особый статус. Ими были заселены целые городские кварталы, напоминанием о чем осталась улица Кузнецкая, да название одного из псковских храмов - церкви Анастасии в Кузнецах. Впрочем, и сам Псков нередко называли кузнечной столицей России.
И вот как-то раз справедливость кузнечной славы псковичей проверил на себе сам Петр I. Обладавший недюжинной силой, он не смог разогнуть скобу, выкованную псковскими кузнецами. «Вот это скобари!» - воскликнул государь и … доверил им делать скобы для молодого российского флота. С тех пор, дескать, и начали называть псковичей «скобарями».
Легенда легендой, а дыма без огня, как говорится, не бывает. В 1714 году по указу Петра I в рыбацкую слободу в окрестностях Санкт-Петербурга были переселены около двухсот семейств псковичей, которым предстояло снабжать растущий город скобяными изделиями, что они исправно и исполняли.
Впрочем, в этой бочке меда оказалась и ложка дегтя: переселенцы, испокон жившие на пограничном рубеже, были суровы, неприветливы и недоверчивы. Так слово «скобарь» приобрело негативный оттенок. Что, кстати, и отражено в большинстве современных толковых словарей.
С тех пор минуло не одно столетие, но кузнечное ремесло в Пскове бережно сохраняется. Здесь жил и работал, а впоследствии основал возрожденную школу русской художественной ковки Всеволод Смирнов, дело которого сегодня продолжают его ученики и последователи.
Состояние
Справедливости ради следует сказать, что приведенная версия происхождения слова «скобарь» - не единственная. Согласно научной версии, слово, определяющее псковскую региональную идентичность, произошло путем замены звуков от названия Скопской волости, упоминающейся в псковской летописи ещё в XV веке.
Ну а пока ученые ломают копья, слово живет и все активнее входит в обиход, постепенно обретая ярко выраженную положительную окраску. Около половины жителей Псковской области, как свидетельствуют данные опросов, часто используют самоназвание «скобарь». Причем большинство из них им гордится ("Скобарь – это характер! А еще - состояние души…"). Появляются посвященные этому понятию стихи и песни, издаётся литературный альманах «Скобари», существует несколько спортивных команды с таким названием, ну и, само собой, сувенирная лавка.
В 2008 году в древней кузнечной столице России был создан «Псковский Кузнечный двор». Расположившийся в палатах у Сокольей башни – постройке XVII в, он сам по себе стал одним из туристических брендов Пскова.
Есть у псковичей и свой особый праздник – День скобаря, фестиваль кузнечного искусства. Поддерживая интерес к кузнечному делу, этот праздник вот уже почти десять лет живет под девизом «Скобарь – это звучит гордо!», и напоминает всем, что скобарь – это не только кузнец, делающий скобы, но и, прежде всего, сильный, отважный, трудолюбивый, честный человек, какими в древности и были псковичи. Каждый год у фестиваля появляется свой символ, как, например, "Пуп земли кузнечной".
И окончательно закрепляя легендарную кузнечную славу псковичей, в 2014 году в Пскове появился памятник Скобарю скульптора Голубева И.В.
Тем же, кто хочет уловить самую сущность характера коренного жителя Псковщины, стоит послушать гармошечный наигрыш «Скобарь», который по выразительности способен поспорить с «цыганочкой». «Скобарь веселый», «Скобарь задиристый» «Скобарь лирический» открывают все грани псковского характера. А еще есть «Скобарь по драку». Под него, в давние времена проходили кулачные бои и борьба в «обхват». Нередко они и заканчивались дракой. Что ж поделать, у псковичей, веками доблестно защищавших Русскую землю, воинский дух был всегда в крови.
Впечатления
Памятник Скобарю в Детском парке, ставший одной из основных достопримечательностей Пскова, непременно стремятся посетить все туристы, чтобы потереть кузнецу нос или подкову, сфотографироваться у него на коленях и, конечно, загадать желание.
Знакомясь с уникальной псковской крепостью, туристы любят рассматривать кованые псковские прапоры на древних башнях, не забывают заглянуть в «Анастасию в Кузнецах» и найти на одном из 46 псковских храмов - церкви Успения от Пароменья - хранящего город кованого голубя. Ну а чтобы получить представление о современным кузнечном искусстве, лучше побывать на одном из городских праздников, где можно познакомиться с мастерами кузнечного дела, купить их работы, попробовать свои силы в ковке. Какой псковский праздник без бойкого перезвона молоточков? А самый «скобарский» праздник – конечно же, День скобаря.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|