Адыгское златокузнечество
Главное
Адыгская (черкесская) традиция художественной обработки металлов насчитывает более шести тысячелетий – от драгоценностей знаменитого Майкопского кургана середины IV тыс. до н. э., открывающих «Золотую кладовую» Государственного Эрмитажа, до изделий современных златокузнецов. У адыгов даже есть фамилия Дышеч, что значит «золотых дел мастер». Изящество, тонкий вкус и высокое качество отличали работы черкесских ювелиров прошлого. У старых мастеров есть последователи и продолжатели традиций.
История
Культура обработки благородных металлов была известна предкам адыгов с древнейших времен. Западный Кавказ, на территории которого сформировался адыгский этнос, тысячелетиями являлся кузницей металлов, в том числе благородных. Это был своеобразный цивилизационный мост, через который проходили древние народы. Предки адыгов, обмениваясь с ними культурными достижениями, технологиями и эстетическими представлениями, закладывали традиции златокузнечества и вырабатывали собственный стиль декоративно-прикладного искусства. Он менялся от эпохи к эпохе, но на каждом этапе развития художественной обработки металлов на Западном Кавказе создавались подлинные шедевры. Недаром златокузнечество считается одним из критериев оценки уровня развития технологий, духовной культуры и эстетического вкуса народа. Высокохудожественные изделия древних мастеров из золота и серебра, найденные археологами на территории Адыгеи, украшают коллекции ведущих музеев нашей страны. Сокровища из Майкопского кургана, Келермесских и Уляпских курганов восхищают наших современников и вдохновляют на создание новых произведений искусства.
Дошедшие до наших дней изделия адыгских золотых дел мастеров XIX – начала XX вв., хранящиеся в музеях и частных коллекциях, являются образцами зрелого стиля ювелирного искусства, известного как «черкесский». Его отличают любовь к растительным мотивам, изящество и благородная сдержанность. Адыгские златокузнецы с большим мастерством изготавливали украшения, декорировали оружие, доспехи и конскую упряжь. Им были известны такие ювелирные техники как литье, гравировка, золочение, филигрань, ложная зернь, штамповка, насечка, чернь. Российский автор И. Бларамберг в 1830 г. писал о черкесских ювелирах: «Золотых и серебряных дел мастера украшают золотом и серебром оружие, пороховницы, пояса… Совершенство этого вида работ, красоту и гармонию рисунка, который они воспроизводят с помощью кислоты чернью по металлу, трудно себе представить».
Состояние
Эпоха индустриализации стремительно вытеснила древние технологии, поменялась мода, и ко второй половине XX вв. традиции ювелирного искусства адыгов едва не забылись. Но в Адыгее появились энтузиасты, взявшиеся за возрождение почти утраченных секретов. Среди них – Ася Еутых, член Союза художников России, народный художник Республик Адыгея и Кабардино-Балкария, почетный член Российской академии художеств.
Ей, внучке адыгского златокузнеца и золотошвеи, с ранней юности не давали покоя произведения искусства прошедших эпох и археологические артефакты, возраст которых насчитывал сотни и даже тысячи лет. Словно зов далеких предков неудержимо влек ее к постижению секретов древних мастеров.
Тщательное исследование археологических и этнографических музейных коллекций, вдумчивая работа с историческими источниками, умноженные на талант и фантастическое трудолюбие привели к созданию авторского стиля Аси Еутых. Похоже, ей удалось проникнуть в тайны символов и смыслы художественных образов, запечатленных в творениях безымянных авторов древности. Они словно передали ей свои сакральные знания, сделав ее хранительницей этого тысячелетнего наследия.
Другой известный продолжатель адыгских традиций златокузнечества – Мурат Гогуноков. Ювелир-оружейник, реставратор, он является членом Союза художников России, заслуженным художником Адыгеи. Признанный мастер посвятил много времени изучению архивов и музейных коллекций, постигая традиционные черкесские технологические и стилистические приемы. Его работа кропотлива и трудоемка, все операции он выполняет вручную, следуя именно «черкесскому» стилю ювелирного искусства. Художник реставрирует старинное оружие и создает авторские парадно-коллекционные образцы.
Этот современный мастер не только транслирует, но и развивает традиции своих великих предшественников. Он творчески переработал древнее наследие и создал свой собственный, узнаваемый почерк.
Впечатления
Произведения адыгских ювелиров прошлого и современных авторов хранятся в коллекциях Национального музея Республики Адыгея и Северо-Кавказского филиала Музея Востока. Ими восхищаются любители и знатоки искусства.
Совсем скоро уникальные творения Аси Еутых можно будет увидеть в ее авторской "Золотой кладовой", которая построена на территории Городского парка в г. Майкопе – столице Республики Адыгея. Это будет уникальный арт-объект, сочетающий в себе функции музея и интерактивной мастерской.
Известный режиссер А.Н. Сокуров сказал о ней: «…Искусство этой красивой, хрупкой и вместе с тем удивительно сильной женщины – это бриллиант в короне большой и многонациональной России. Она мастер мирового класса…»
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|