Тхаба-Ерды
Главное
Тхаба-Ерды - одно из древнейших и самых загадочных сооружений в России. Возвышающийся на горе над Ассинским ущельем православный храм несет почему-то не имя святого или христианского таинства, а гордое ингушское название. Причем если слово "ерды" означает "храм", то правильного значения слово "Тхаба" мы не понимаем (то ли это "вера наших предков", то ли "Две тысячи святых", а может это название языческого божества или искаженное имя апостола Фомы). Мы точно не знаем, как и когда Тхаба-Ерды был первонально построен - но с научной датировкой VIII веком он претендует на статус самого старого храма России. За свою многовековую историю он был, вероятно, армянской и грузинской церковью, затем - культурным центром уже исламской и советской Горной Ингушетии, где собирались общенародные собрания и заседал Мекх-кхел - совет и суд вайнахов. Ну а в XXI веке именно сюда приезжала молиться глава императорского дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна, в присутствии которой здесь 10 ноября 2012 года состоялась первая более чем за столетие православная служба.
История
Территория нынешней Горной Ингушетии в Средние века была одним из ярких центров человеческой цивилизации. Государство дзурдзуков (видимо, предков нынешних ингушей и чеченцев) известно из античных источников еще с IV века до н.э. Позже здесь проходила одна из дорог шелкового пути - по горным ущельям через Кавказские горы не только переправлялись товары, но и шло распространение религий и социальных практик. Строительство Тхаба-Ерды относится, вероятно, ко времени активной христианизации с юга - со стороны принявших христианство еще в IV веке армян и грузин. Хотя есть мнение и о изначально языческой природе этого храма.
Тхаба-Ерды строился и перестраивался много столетий. Конструкция алтарного окна (такие активно строили в церквях Армении до VII века) заставляет предположить, что храм был построен армянскими миссионерами не позднее VIII-IX века. Видимо, в X-XI вв. полуразрушенный храм был перестроен грузинскими миссионерами, бороздившими северные земли во времена грузинских католикосов Арсения II и Мельхиседека I. Согласно грузинским поверьям, горный храм был построен по личному указанию царицы Тамары (1166-1213). Скорее всего, храм к тому времени давно стоял, однако наверняка был серьезно перестроен в этот "золотой век грузинской истории". Карнизы с классическим грузинским "S-образным" орнаментом это подтверждают.
После XIV века храм был перестроен уже ингушскими мастерами. О христианской вере в этих краях постепенно забывали, а Тхаба-Ерды использовался для отправления местных верований, а потом и в утилитарных целях. Есть мнение, что до принятия ингушами ислама в конце XVIII века здесь отправлялся культ Тха - создателя Нартов, а верховным жрецом этого культа был Евлой - родоначальник крупнейшего тейпа Евлоевых. Затем вплоть до депортации ингушей в 1940 году традиционный ингушкий "парламент" (Мекх-кхел) в этом здании собирал народ, готовил военные походы, распределял земли и вершил суд. В годы Второй чечнской войны сооружение серьезно пострадало, однако 30 ноября 1992 года отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
Состояние
Тхаба-Ерды - возвышающаяся на горе базилика - высокий вытянутый параллелограмм длиной 17 и шириной 7,5 метров с полукруглой апсидой на востоке.
Внутреннее пространство однонефное, но частично разделено по мере следования с запада на восток арками, а наверху между ними своего рода подкупольные зоны с отверстиями в центре каждой из них (возможно, они служили детонаторами или использовались для других целей). Хорошо сохранилась алтарная часть с водосвятной чашей, ведущими к алтарю ступеньками и каменным крестом, лежащим в алтаре. Капители в арках и алтарное окно напоминают романские образцы и кажутся перенесенными откуда-то из Южной Европы.
Сегодня Тхаба-Ерды одиноко стоит на горе и посещается преимущественно туристами. В сентябре 2020 года в прессе появилась информация, что здание храма выставлено на торги отделением "Росимущества". Правда, вскоре последовали опровержения и заверения, что Тхаба-Ерды на 10 лет будет передан в безовзмезное пользование Джерахско-Ассиновскому заповеднику. Однако не слишком хорошее состояние и неопределенность юридического статуса несут очевидные риски для сохранности этого ценнейшего объекта.
Впечатления
В Тхаба-Ерды нет музейной экспозиции. И православные службы здесь ведутся только по особым случаям (например, для приезда персон императорской фамилии).
Зато "разгадывать" загадки, разбросанные по фасаду, внутри и около храма - это отдельный квест. Разбросаны они в прямом смысле - на стены храма буквально привешены разные "каменные картины", некоторые из которых были найденны в ходе раскопок и прикреплены недавно.
На западном фасаде, над входом в храм, вроде бы обычная композиция, где фигуру Христа окружают две важных персоны. Вернее, персона слева отсутствует. Несколько лет назад в соседней деревне нашли, как говорят, плиту с этим человеком и им был грузинский епископ Георгий. А справа от Христа - мужчина с мечом и луком, по виду - местный князь. Видимо, это заказчики строительства храма. Что же здесь необычного? А то, что фигура Христа оказалась ниже и меньше князя и епископа. Впрочем, возможно это просто следы "неудачной реставрации" последующих веков.
Еще интереснее 2 плиты - с неизвестным животным (не то лань, не то олень!) и человеком с луком, которые были одной композицией. Есть мнение, что это память подзабытого римского великомученика Евстафия Плакида. По преданию, он принял христианство, когда во время охоты на оленя Христос явился ему между оленьх рогов со словами: "Зачем ты, Плацид, преследуюшь меня, жаждущего твоего спасения?". Но это не точно.
Наконец, на одной из плит два животных мордами обращены друг к другу. Первое - просто кот или лев, а вот второе - крылатое животное с головой собаки. Предполагают, что это сэнмурва - фантастический зверь из иранской культуры. Но вот причем здесь Иран? Неужели персидские торговцы привезли эту крылатую собачку по шелковому пути?
В общем, при наличии времени - здесь можно получить впечатления от пристального рассмотрения деталей. А при его отсутствии - просто взглянуть на потрясающий храм на горе, поднявшись к которому обозреваешь все прелести горной природы. Сосем рядом - треугольник старейших ингушских сел Эгикал-Таргим-Хамхи со знаменитыми башенными комплексами.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|