Войти
Меню

Верхневычегодская роспись

Тип бренда
Традиции и промыслы
Категория
Обряды и традиции
Время появления
конец XIX – начало XX вв.
Статус
живой
Контактные данные
Голайдо Анастасия Владимировна
+78213794503
5
 
48
2
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Верхневычегодская роспись – это уникальное явление в культуре коми-зырян, проживающих в верхнем течении реки Вычегда, конца XIX – начала XX века. Впервые самобытную роспись открыл миру Василий Кандинский во время своего путешествия «к вратам смерти» в 1889 году. Гипотеза о влиянии верхневычегодской росписи на творчество Василия Кандинского требует подтверждения искусствоведов, но если сравнить некоторые его работы с прялками из села Керчомъя, сходство кажется вполне очевидным. В своем дневнике будущий художник-абстракционист написал: «Мне впервые удалось увидеть народное искусство в естественной среде и на собственной его почве. В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ…». Верхневычегодская роспись по дереву на бытовых предметах, мебели – это и есть то чудо, о котором написал Кандинский. Крестьяне украшали сундуки, прялки, детали ткацкого стана, посуду, трепала для льна. Причём, как объясняли хозяева дома, это всё — песни! И если уметь «входить» в них, то они помогают в быту.

История

Впервые самобытная коми роспись по дереву упоминается в полевых дневниках известного художника Василия Кандинского, который посетил край в 1889 году. Позднее, в своей книге "Ступени" (1913 год) Кандинский пишет: «Когда я вошел в горницы, живопись обступила меня, и я вошел в нее. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно. Несколько лет занимало меня искание средства для введения зрителя в картину так, чтобы он вращался в ней, самозабвенно в ней растворялся».

Название «вычегодская роспись» введено в научный оборот в шестидесятые годы XX в. Исследователи выделяют два типа вычегодской росписи: верхне- и нижневычегодскую. Характерные особенности верхневычегодской росписи следующие. Обычно фон для изображения - красный, оранжевый, коричнево-красный. В самом орнаменте использовались насыщенные цвета: черный, белый, синий, темно-зеленый. Основные элементы верхневычегодской росписи – вписанные друг в друга разноцветные круги, дополненные контрастными точками. Главным объектом всех верхневычегодских расписных предметов является розетка – «матка сер», что значит «узор компаса». Каждый розеточный круг представляет собой солнечную систему. Можно сказать, что верхневычегодская традиция изображения солярных знаков роднит их со всей мировой культурой, мировой цивилизацией».

Характеризуя верхневычегодскую роспись, Н.С. Королева отмечает: "Территория, на которой прослеживается эта роспись, представляет собой совершенно самостоятельный и значительный локальный центр, позволяющий замкнуть общую цепочку северных и уральских росписей".

Выполненные коми-старообрядцами расписные изделия никогда не продавались и не вывозились ни на одну из ярмарок, поэтому практически не были известны за пределами бассейна реки Вычегда.

Данная публикация о бренде "Верхневычегодская роспись" подготовлена на основе статьи "Традиция росписи по деревуверхневычегодских коми в конце XIX - первой четверти XX века" (В.Э. Шарапов, И.В. Земцова, текст статьи можно посмотреть здесь http://www.komi.com/pole/files/(2014)_Sharapov_Zemcova_Folk_fine_art_komi_Vychegda.pdf)

Состояние

Образцы верхневычегодской росписи можно увидеть в Национальном музее Республики Коми в городе Сыктывкар. Расписанную деревянную утварь бережно хранят и в старинных селах Верхней Вычегды, таких как Керчомъя.

Удивительные, яркие орнаменты верхневычегодской росписи привлекают к себе внимание не только исследователей-этнографов, но и современных художников, мастеров декоративно-прикладного творчества. Мотивы верхневычегодской росписи используют в одежде и украшениях при создании костюмов в этническом стиле, при росписи посуды, сувенирной продукции. Верхневычегодскую роспись по дереву можно также увидеть в оформлении интерьеров. В октябре 2020 года проходил конкурс «Узнаваемость Усть-Куломского района на основе традиций народных художественных промыслов и ремесел». Многие участники конкурса применили в своих изделиях мотивы верхневычегодской росписи. При подготовке к празднованию столетия Республики Коми в 2021 году разработан бренд, включающий в себя яркие круги – элементы верхневычегодской росписи. Имеются мастер-классы по созданию изделий с элементами верхневычегодской росписи для школьников и туристических групп.

Впечатления

История исследований верхневычегодской росписи связана с именем Василия Кандинского, который в своих дневниках называет ее источником своего перерождения как художника. Это послужило основой для создания туристического маршрута «По следам Кандинского: в поисках Чуди» , который включает экскурсию в Национальный музей Республики Коми «Традиционная культура народа коми в обрядах жизненного цикла конца XIX – начала ХХ вв.», посещение дома-музея «Купеч Митрей керка» в селе Дон, где можно увидеть расписанные предметы из дерева.

Культурный феномен верхневычегодской росписи в соединении с актуальной темой путешествия Василия Кандинского в Коми край подогреет интерес к старинным селам (Усть-Кулом, Дон, Керчомъя), которые находятся в стороне от популярных маршрутов. Здесь радушные хозяева пригласят разместиться в избах, которые строили их деды и прадеды. Для любителей комфорта есть гостиница и гостевой дом в Усть-Куломе.

В Дону и Керчомъе можно познакомиться с мастерами народно-художественных промыслов, увидеть, как овечья шерсть превращается в пряжу и даже поработать с пряжей самим, расписать домашнюю утварь в технике верхневычегодской росписи. Любители охоты смогут побывать в охотничьих угодьях, поставить ловушки на зверя и попариться в бане по-черному. Местные умельцы проведут гостям мастер-класс по изготовлению лодок и плетению сетей.

Любители гастрономических впечатлений попробуют приготовить в печи шанежки, а если повезет – отведают дичь, соленые грузди да наваристую уху, соберут свой туесок с лесными дарами. С собой можно увезти домой кулинарные гостинцы в виде варений и солений, а можно приобрести традиционные изделия народных промыслов (валяные, вязаные, вышитые, тканые вручную изделия) и сувениры с верхневычегодской росписью.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru