Сэргэ
Главное
«Сэргэ» переводится как коновязь, но предназначение этого столба гораздо шире, чем привязывание коней - оно выполняет также обрядовые, ритуальные, даже информационные функции.
История
Считается, что у сэргэ древнее происхождение, по преданию, первый столб-коновязь поставил человек по имени Хатыы в 17-м веке.
Хозяйственные сэргэ ставили возле юрты. Коня зимой после длительной поездки привязывали к столбу так, чтобы он не мог наклонить голову и схватить снег – поить и кормить в течении двух часов его было нельзя. Эти сохранившиеся местами старинные сэргэ теперь указывают места поселений якутов в долинах. В 30-50е годы прошлого века людей, живших семьями и родами разрозненно по аласам, начали объединять в крупные поселения. Юрты разбирали и строили на новом месте жительства, в поселке или селе, коновязи же не трогали, так как перемещать их считалось большим грехом - аньыы.
Обрядовые сэргэ ставили, отмечая важные события, например, после уплаты калыма муж привозил жену домой, и возле юрты ставили сэргэ невесты. Сэргэ невест (кийиит сэргэтэ) сохранились, например, в Кангаласском наслеге Нюрбинского улуса. Сейчас обрядовые сэргэ в семьях не ставят, этот обычай утерян после 1917 года. Теперь обрядовые сэргэ ставят в местах встречи якутского нового года – на лугах и алаасах, где проводят ысыах. В обрядовом сэргэ делают дыру, которая символизирует око, следящее за жизнью в Срединном мире.
Ритуальные сэргэ устанавливали в царское время у могил, функциями таких сэргэ было оберегать покой умершего. Также ставили сэргэ холжуга (хоолдьуга), куда привязывали жертвенный скот на похоронах.
Информационные сэргэ ставятся как отметки административных границ муниципалитетов, а также со времен Советской власти в Якутии – как памятный знак даты или события. Например, можно встретить в селах сэргэ, установленные в честь победы в Великой Отечественной войне, на которых отмечен год победы и год установки сэргэ. На таких сэргэ могут быть сверху вырезаны тотемные животные улуса, например, орел.
Состояние
Сэргэ обычно делают из лиственницы – крепость ее при правильной заготовке можно оценить, вспомнив хотя бы Венецию, стоящую на лиственничных столбах.
В последнее время в республике ставят медные сэргэ (близ Якутска и в Сунтарах), но они не традиционные, такие только описаны в эпосе Олонхо. В реальной жизни их не ставили, судя по тому, что археологических памятников и других сведений о них нет.
По национальному вероучению якутов, сэргэ является посохом бога Юрюнг (Үрүҥ) Айыы из Верхнего мира, который через сэргэ летом, особенно в дни длительного солнцестояния в июне, дает людям, проживающим в нашем, Срединном мире, жизненную энергию - сюр (сүр). Поэтому на праздновании якутского нового года – ысыаха - люди прикасаются ладонями и всем телом к сэргэ, чтобы напитаться энергией, а также танцуют национальный круговой танец осуохай вокруг него. Как раз вокруг медного столба в 2012 году был поставлен рекорд Гиннеса - по количеству участников кругового танца осуохай на ысыахе Туймаады.
В целом, обычаи и сакральность использования концепции якутского сэргэ хотя и претерпели значительные изменения, но все-таки действуют до сих пор.
Впечатления
Сэргэ - это один их узнаваемых символов Якутии, образ родного дома для якута. Если вы встретите его в Калиниграде, Москве или Краснодаре - это значит, что его установили наши переехавшие земляки, и они проводят там встречу нового года - ысыах!
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|