Войти
Меню

Михаил Булгаков

Тип бренда
Персоны
Категория
Культура
Время появления
1891–1940 гг.
Статус
живой
Контактные данные
5
 
1
0
Автор
Проект "Имя Россия", Татьяна Барлас
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Медицина, театр, литература и запреты, запреты, запреты… Такова судьба Михаила Афанасьевича Булгакова, культового писателя XX века. Любовь к литературе и театру возникла у него еще в детстве, в семье регулярно проходили чтения и ставились семейные самосочиненные спектакли. Литература сделала его всемирно знаменитым. С театром тоже связана почти вся его жизнь.

История

Его отец Афанасий Иванович служил профессором Киевской духовной академии, а мать Варвара Михайловна была учительницей женской гимназии. Сам он, окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Еще студентом начал писать прозу, в основном связанную с медицинской тематикой, а позже и с земской врачебной практикой. По воспоминаниям сестры, в 1912 г. он показывал ей рассказ о белой горячке. После окончания университета работал по распределению в земской больнице в Смоленске. В первую же ночь после назначения ему пришлось принимать роды. Переволновавшийся муж роженицы угрожал начинающему доктору пистолетом и кричал: «Если она умрет, убью!» Неопытному врачу ассистировала его жена Татьяна, которая зачитывала из учебника по гинекологии нужную страницу, а Булгаков точно следовал инструкциям. Все закончилось благополучно.

Через некоторое время его мобилизовали на фронт, и он начал работать в госпиталях. Возвратившись с фронта, работал земским врачом в маленькой деревеньке Сычевка под Смоленском. После октября 1917 г. Булгаков жил в Киеве, став свидетелем кровавых событий, когда город переходил то к красным, то к белым, то к петлюровцам. Впоследствии все это легло в основу некоторых его рассказов и романа «Белая гвардия».

Когда в 1919 г. в Киев вошла Добровольческая армия, Булгаков был мобилизован и в качестве военного врача уехал на Северный Кавказ. В феврале 1920 года он заболел тифом, а когда выздоровел, белые войска, где он служил, отступили. Тогда он устроился в подотдел искусств отдела народного образования Терского ревкома во Владикавказе. Булгаков организовывал литературные вечера, концерты, писал рецензии на пьесы для газеты «Коммунар». Именно во Владикавказе бывший военврач навсегда покончил со своей специальностью и решил стать литератором. Он начинал с пьес для драматической труппы местного Русского театра. Премьера юморески «Самооброна» прошла в марте 1920 года. Затем были драма «Братья Турбины (Пробил час)», «Парижские коммунары».

В 1921 году Булгаков перебрался в Москву, где начался очередной этап борьбы за выживание. К тому времени ему удалось, благодаря настойчивости жены, избавиться от наркотической зависимости, приобретенной во время врачебной практики в провинции, и выкарабкаться после тяжелой формы тифа. В нищей Москве он писал, а жена кипятила воду, в которой писатель отогревал замерзшие руки.

В столице он устроился корректором в «Гудок», где работали блестящие авторы: Катаев, Олеша, Ильф и Петров, Паустовский, Козачинский. Вскоре и сам он стал публиковать в «Гудке» свои яркие фельетоны: «Москва в грязи, все больше в огнях – и в ней странным образом уживаются два явления: налаживание жизни и полная ее гангрена». Его стали публиковать и в газете «Накануне», выходившей в Берлине и возглавляемой Алексеем Толстым. Впечатления этого периода были использованы Булгаковым в повести «Записки на манжетах» и позже – в повести «Дьяволиада». В Москве происходит действие и других его повестей, написанных в эти годы, – «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

В 1925 г. в журнале «Россия» он опубликовал роман «Белая гвардия» (неполный вариант), писать который начал еще на Кавказе. В этот же год он стал писать пьесу, сюжетно и тематически связанную с «Белой гвардией» и получившую потом название «Дни Турбиных» (1926). Процесс ее создания описан автором в «Театральном романе» («Записки покойника»). Пьеса, которую он несколько раз переделывал, представляла собой не инсценировку романа, а самостоятельное драматургическое произведение. Булгаков-драматург покорил советские театры и публику. Станиславский поставил «Дни Турбиных» (премьера состоялась в 1926 г. во МХАТе), вахтанговцы – «Зойкину квартиру». Оба спектакля имели огромный успех.

Его литературный гений признали коллеги-литераторы. Живой классик Горький назвал драму «Бег» великолепной вещью, которая «будет иметь анафемский успех». Однако Сталин усмотрел в «Беге» антисоветское явление, и сколько ни пытался автор отмыться от пятна белогвардейца, ему это так и не удалось. В конце 1920-х на Булгакова обрушилась волна критики и нападок всего официоза. В 1929 г. «Вечерняя Москва» печатает заметку «Театры освобождаются от пьес Булгакова». Его имя стало ругательным в прессе и даже в Большой Советской и Литературной энциклопедиях. Одно время он коллекционировал отзывы, а наиболее глупые и гнусные вывешивал на стене, разыгрывал интермедии на тут же придуманные темы. Но количество критики и откровенной брани в его адрес росло, и Булгаков уже не мог спокойно переносить эту травлю. Брату в Париж он написал: «Я обречен на молчание и, очень возможно, на полную голодовку. Барахло меня трогает мало. Ну, стулья, чашки, черт с ними. Боюсь за книги! Без них мне гроб».

После двух лет вынужденного бездействия в марте 1930 г. он обратился к Сталину и советскому правительству с письмом, в котором просил либо дать ему возможность выехать из СССР, либо разрешить зарабатывать на жизнь в театре. Через месяц Сталин позвонил Булгакову и разрешил ему работать, после чего писатель получил должность ассистента режиссера во МХАТе.

К весне 1931 г. он ясно осознал, что режиссерская работа не может принести ему того удовлетворения, которое он получал от занятий литературой: «С конца 1930 г. я хвораю тяжелой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен. Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий для выполнения работы нет никаких. Причина моей болезни – многолетняя затравленность, а затем молчание», – пишет он. Его по-прежнему не публиковали. В 1936 г. он зарабатывал переводами и написанием либретто для Большого театра, а также играл в некоторых спектаклях МХАТа. В 1938 г. он, рассчитывая реабилитироваться в глазах Сталина, написал пьесу «Батум», центральной фигурой которой стал молодой Сталин. Но пьеса была запрещена.

В это же время, параллельно с работой в театре, Булгаков писал свое самое культовое произведение – роман, начатый еще в 1929 г. Первоначальный вариант (по его собственному определению, «роман о дьяволе») был уничтожен им в 1930 г. Через год он написал первую полную редакцию текста, получившего в 1937 г. название «Мастер и Маргарита». Над последними главами романа он работал, уже будучи тяжелобольным. 13 февраля 1940 г. Михаил Афанасьевич продиктовал последнюю поправку к «Мастеру и Маргарите». А 10 марта того же года Михаила Булгакова не стало.

Состояние

Несмотря на обилие творческих достижений М.Булгакова, его мировая слава связана, прежде всего, с “Мастером и Маргаритой” - роман входит в число самых читаемых книг на планете. Главная книга Булгакова до сих пор остается главной загадкой русской литературы XX века. Больше 20 лет роман не печатали. Впервые с некоторыми изъятиями из текста его удалось опубликовать в журнале «Москва» в 1966 г. В постсоветские годы тиражи романа достигали немыслимых пределов, но его экранизация не задалась: не стал знаменитым даже самый первый фильм Анджея Вайды (1971), долго не мог выйти фильм Юрия Кары (1994), хотя телесериал Владимира Бортко (2005) полюбился многим зрителям. Однако многие театры планеты ставят спектакль по мотивам романа.

Из экранизаций произведений Булгакова наибольшую известность получили фильмы Александра Алова “Бег” (1970), Владимира Басова “Дни Турбиных” (1976), Владимира Бортко “Собачье сердце” (1988), Алексея Балабанова “Морфий” (2008), сериал Сергея Снежкина “Белая гвардия” (2012). Но, пожалуй, самым знаменитым фильмом по книге Михаила Афанасьевича стала картина, об отношении которой к Булгакову мало кто догадывается - “Иван Васильевич меняет профессию”.

Впечатления

Памятники Михаилу Булгакову установлены в Москве (Большая Пироговская улица), Киеве, Владикавказе и Харькове.

Памятник Булгакову был установлен в 2012 году в историческом центре Владикавказа недалеко от дома, где в прошлом веке жил Булгаков, на пересечении улицы Джанаева и проспекта Мира. Рядом с двухметровой бронзовой фигурой писателя стоит кот Бегемот. А над головой Булгакова - веер исписанных страниц. Сразу же появилась новая примета: потереть нос бронзовому Бегемоту на удачу

В 2007 году квартире 50 дома 10 по Большой Садовой улице, где жил писатель, открылся музей Булгакова. Там же находится культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». В 2012 году на Патриарших прудах был установлен знак «Запрещено разговаривать с неизвестными» (по мотивам названия первой главы романа, действие которых происходит на Патриарших прудах). В 90-е годы XX века на Патриарших прудах планировалось установить памятник Михаилу Булгакову и героям романа «Мастер и Маргарита» работы Александра Рукавишникова, однако из-за протестов местных жителей он так и не был установлен.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru