Димитрий Ростовский
Главное
Димитрий (Туптало, 1651-1709) - митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог. Причислен к лику святых в 1757 году. Составитель Четьи-Миней – самого знаменитого в российской истории собрания житий православных святых.
История
Данила Саввич Туптало родился в 1651 году в Макарове, недалеко от Киева. Его отцом был сотник Киевского полка Савва Туптало. Получил образование в Киево-Братской коллегии, был пострижен в монашество с именем Димитрий в Киевском Кирилловском монастыре. В 1675 году был рукоположен во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. Последовательно был игуменом и архимандритом нескольких обителей: Максаковского Преображенского, Батуринского Николаевского, Елецкого Успенского (где много занимался благотворительностью, помогая пострадавшим от голода), Новгород-Северского Преображенского монастырей. В это время работал над составлением Житий святых, используя как русские, так и латинские источники.
В 1701 году по настоянию царя Петра I прибыл в Москву, где был рукоположен во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Однако в связи с болезнью не поехал на дальнюю сибирскую епархию, а в 1702 году был назначен на Ростовскую митрополию, которой и управлял до конца жизни.
В качестве правящего архиерея большое внимание уделял образованию. Он основал в Ростове грамматическую школу, в которой учились более 200 детей священнослужителей, изучались церковнославянский, греческий и латинский языки, богослужение, философия, поэзия. В школе организовывались театральные постановки. Сам владыка был автором пьес, в том числе «Рождественской драмы» (так называемое «Ростовское действо») и «Успенской драмы». Библиотека святителя включала около 300 томов.
Много проповедовал, причем его проповеди все чаще утрачивали привычный для красноречия его времени схоластический характер, а были проникнуты глубоким религиозным чувством, направлены на то, чтобы сделать свою паству добрее и лучше. В его проповедях содержались аллюзии, связанные с современными ему событиями, он критично относился к несправедливости, существовавшей в обществе, осуждая богатых, которые «кровь людскую пьют, слезами людскими упиваются» и защищая бедных.
В Ростове митрополит Димитрий завершает составление «Четьих Миней», которые стали любимым чтением многих поколений православных верующих, черпавших из них нравоучительные примеры святой жизни.
Среди других трудов святителя: «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон), «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим») и «Краткий Катихисис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).
Поборник образования, владыка Димитрий активно боролся со старообрядчеством, в котором видел только невежество: «С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере». Образованный малороссиянин был несовместим со старообрядческой традицией и практикой – полемике со старообрядцами посвящен один из его наиболее известных трудов, «Розыск о раскольнической Брынской вере».
Скончался в 1709 году, умер во время молитвы, стоя на коленях. Был похоронен в Спасо-Яковлевском монастыре.
Состояние
В 1752 году были обретены нетленные мощи святителя Димитрия, которые лично освидетельствовал тогдашний ростовский митрополит Арсений (Мацеевич). По молитвам к святителю стали совершаться исцеления. В 1757 году митрополит Димитрий был причислен к лику святых – это была первая канонизация синодального времени. Уже через несколько лет в Подмосковье в его честь был освящен храм (ныне Димитрия Ростовского в Очакове, на территории Москвы).
Образ святителя Димитрия часто представлен на ростовских иконах на эмали – эта техника живописи появилась в Ростовском архиерейском доме в начале 1760-х годов, вскоре после канонизации святого. Почитание святителя стало стимулом для развития финифтяной иконы в Ростове в XVIII веке.
В 1761 году императрица Елизавета Петровна издала указ о присвоении имени святого Димитрия Ростовского недавно основанной крепости близ урочища Богатый Колодезь. Из этой крепости и ее предместий в 1811 году был образован город Ростов-на-Дону. В 1999 году в Ростове-на-Дону перед собором Рождества Пресвятой Богородицы был установлен памятник Димитрию Ростовскому. В память о Небесном покровителе Ростова-на-Дону освящен храм в парке, который сейчас носит его имя.
Впечатления
В житии святителя Димитрия, составленном в середине XVIII века, сказано, что «сей богобоязнивый муж был острого разума, великого просвещения, искусный в славянском, греческом, латинском, еврейском и польском языках, великую имел склонность к наукам».
Церковный писатель Евгений Поселянин (Погожев) отмечал, что в период петровских реформ, «иногда глубоко антинациональных и противоцерковных, этот великий человек показал, как можно быть просвещеннейшим и передовым деятелем, не изменяя прошлому своего народа и оставаясь безусловно верным православно русскому настроению».
Академик Дмитрий Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|