Войти
Меню

Феофан Затворник

Тип бренда
Персоны
Категория
Время появления
Статус
утраченный
Основание выбора культурного бренда
всероссийский конкурс
Контактные данные
5
 
2
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Феофан (Говоров, 1815-1894) – епископ Владимирский и Суздальский, позднее живший на покое в Свято-Успенский Вышенской пустыни Тамбовской епархии (ныне Рязанской области) в полном уединении (затворе), в связи с чем его называли Феофан Затворник. Автор многочисленных богословских трудов, получил широкую известность как автор писем о духовной жизни.

История

Георгий Васильевич Говоров родился в 1815 году в селе Чернава Елецкого уезда Орловской губернии (ныне — Измалковский район Липецкой области) в многодетной семье сельского священника. Окончил Орловскую духовную семинарию (в которой был лучшим учеником) и Киевскую духовную академию (одним из лучших, получив степень магистра богословия), где принял иноческий постриг с именем Феофан. Занимал различные должности на духовно-учебной службе: был ректором Киево-Софийского духовного училища, инспектором Новгородской духовной семинарии, преподавателем Петербургской духовной академии. Строгий и ревностный монах, он тяготился педагогической деятельностью и мечтал об уединенной монашеской жизни. В 1847 году по собственной просьбе был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, где совершенствовался в иностранных языках и познакомился с монашеским аскетическим письменным наследием. В этот период начал переводить творения святых отцов, входившие в состав Добротолюбия – сборника духовных произведений подвижников христианства, важных для исихастской традиции. В последующие годы был ректором Олонецкой духовной семинарии, настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, а в 1857-1859 годах – ректором Петербургской духовной академии. В 1859 году он был рукоположен в сан епископа и назначен на Тамбовскую и Шацкую кафедру, в 1863-1866 годах возглавлял Владимирскую епархию. Во время своего архиерейство получил известность как выдающийся проповедник. Во Владимирской епархии он учредил Богоявленское православное братство и открыл женское епархиальное училище. В 1866 году ушел на покой – с тех пор безвыездно жил в Вышенской пустыни. В 1872 году ушел в затвор, устроив в своей келии домовую Богоявленскую церковь, где первоначально служил по воскресеньям и праздникам, а последние одиннадцать лет – каждый день. В затворе переводил аскетическую литературу. За перевод первого тома «Добротолюбия» получил степень доктора богословия. До конца жизни перевел все пять томов этого сборника, ставшего излюбленным чтением образованного русского монашества и самым известным сборником патристики в России. Собрал большую библиотеку трудов восточных православных подвижников. Был сторонником сильной государственной власти, всемерного уважения к ее носителям и символам. Единственный раз вышел из затвора, когда в монастырь прибыл тамбовский губернатор – тем самым епископ хотел выразить послушание земному начальству. Выступал за жесткие меры в отношении революционеров. Вел большую переписку с верующими, каждый день отвечал на приходившие к нему со всей страны письма (позднее были изданы его сборники «Письма о разных предметах веры и жизни», «Письма о молитве и духовной жизни», «Письма о христианской жизни» и др.). Автор многочисленных толкований на послания апостола Павла, а также толкования на 118-й псалом, ставшего классическим. Много внимания изучал вопросам праведной жизни, необходимой для спасения (один из его наиболее известных трудов называется «Путь ко спасению»; еще при жизни автора он выдержал пять изданий), и размышлениям о молитве.

Состояние

Был похоронен в Казанском соборе Вышенской пустыни. После закрытия монастыря в Казанском храме разместился склад психиатрической больницы, но надгробие епископа Феофана уцелело. В 1973 году священнослужители тайно перевезли мощи в Троице-Сергиеву лавру, где они находились до 1988 году, когда на Поместном соборе произошла канонизация владыки Феофана. После этого мощи были перенесены в единственный находившийся тогда рядом с Вышенской пустынью действующий храм преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, настоятелем которого был протоиерей Георгий Глазунов, участвовавший в перевозе мощей за 15 лет до этого. В 2002 году мощи были перенесены в Успенский храм Вышенского монастыря, где их встречал патриарх Алексий II, а в 2009 году возвращены в возрожденный Казанский собор. В 2010 году Издательский Совет Русской православной церкви начал работу по выпуску многотомного Полного собрания творений святителя Феофана, содержащего тексты трудов и комментарии специалистов.

В 2016-м начато издание шеститомной «Летописи жизни и творений святителя Феофана Затворника».

Впечатления

Феофан Затворник был духовным наставником многих русских православных монахов и мирян. В конце ХХ века, во время возрождения православия в России, интерес к его трудам, продолжающим святоотеческую духовную традицию, вновь существенно увеличился, они неоднократно переиздавались – вначале в виде репринтных изданий, а потом по современным правилам, от небольших книг для новоначальных верующих до научного комментированного собрания трудов. В Рязанской епархии он является одним из наиболее почитаемых святых.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru