Войти
Меню

Сызранская икона

Тип бренда
Традиции и промыслы
Категория
Время появления
Вторая половина XVIII века
Статус
живой
Контактные данные
Мочалова Елена Георгиевна
+79272100223
5
 
58
153
Автор
Мочалова Елена Георгиевна
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Сызранская икона – целый пласт духовной культуры русского народа. Сызранская школа иконописи развивалась с конца XVIII века до 30-х годов XX века в среде старообрядцев-поморцев беспоповского толка. Они были закрыты от общества и представляли наиболее ортодоксальную ветвь старообрядчества. Икона сызранской школы замалчивалась, и сегодня она неизвестна широкому кругу духовной общественности. Такие образы имеются лишь в местных семьях и в немногих частных коллекциях ценителей старины. Однако по масштабам иконопись Сызрани не уступала подобным более известным центрам России. В настоящее время в Сызрани происходит возрождение традиций местной иконописи.

История

Город Сызрань был основан в 1683 году. Прошло лишь четверть века после церковных реформ, приведших к расколу. Поэтому в городок на Волгу, на окраину государства, устремились так называемые раскольники (старообрядцы), подвергавшиеся репрессиям.

Есть гипотеза о том, что в Сызранском уезде поселились и те старообрядцы, которые пришли сюда после Манифеста Екатерины Второй, изданного в 1762 году и дававшего некоторые послабления носителям «старой веры». Принесли они с собой и иконописную традицию, которую стали развивать на сызранской земле.

В чем же особенность этой традиции? С одной стороны, она опиралась на характерные черты, в которых изготавливались все старообрядческие иконы. Это: двойная опушь (написанная рамка), ковчег (углубление в центре), темно-коричневые тона, патрональные святые на полях, медно-литая пластика. Такие образа писались темперой (органические краски, связующим веществом являлся яичный белок), на ковчежной доске – чаще всего из кипариса.

А вот что же было присуще именно сызранской иконе? Прежде всего, это элемент декора – узорочье по лузге. Оно выполнено в виде чередующегося изображения стилизованного цветка ромашки, лепестка и трилистника. И это – визитная карточка сызранских образов. Ни на каких других иконах вы не найдете такого элемента. Кроме того, сызранские мастера, как правило, на полях иконы писали образы Ангела-хранителя и патрональных святых, тезоименинных заказчику. Отличалась икона и более разнообразной колористикой, не редкостью на ней были белые фона. Образы получались яркими, праздничными.

Ключевой фигурой в сызранском иконописании являлся Давид Васильевич Попов (Порфиров). Он родился 17 ноября 1822 года. Известны некоторые фамилии его учеников. Это Петр Иванович Кувшинов, Иван Максимович Шадрин, Константин Иванович Дьяконов и его жена (они жили и работали в Казани), отец и сын Качаевы – Павел Семенович и Александр Павлович, а также братья Александр Архипович и Федор Архиповичи Бочкаревы.

Известно, что влияние Сызранской иконописной школы распространялось на большой регион Средней Волги. А порой в Москве и Санкт-Петербурге ревнители старой веры заказывали образа в «сызранской манере письма». И столичные мастера копировали почерк сызранских «богомазов».

После революции многие священники и иконописцы были репрессированы. К примеру, Александра Архиповича Бочкарева сослали в Архангельскую область, в 1934 году он скончался.

О Сызранской школе иконописи скоро вообще забыли…

А вот на рубеже тысячелетий, когда прежняя идеология канула в Лету, художники вновь обратились к образам своих предшественников.

Состояние

В начале XXI века Сызранскую икону стал собирать Андрей Александрович Кириков, московский предприниматель. С такими образами он познакомился еще в юности, он тогда жил в Ульяновской области. В настоящее время у него самая большая коллекция сызранских образов.

Постепенно нынешние сызранские художники проникают в тайны иконописи, приобщаются к сакральному действию. Это супруги Пятковы – Наталья и Юрий, Ольга Степанова. Они учатся писать со старинных сызранских икон, на которых необыкновенны лики святых – смиренны, одухотворены, чисты и благоговейны одновременно.

Предприниматель, меценат и благотворитель, учредитель первой частной галереи в г. Сызрани «Наследие» Александр Михайлович Макаров предоставил все условия для иконописцев, организовав для них мастерскую, он также начал собирать старинные образы сызранского письма.

Натальей Пятковой по благословению епископа Сызранского и Шигонского Леонтия в 2020 году написаны иконы сызранских новомучеников иеромонаха Нифонта и графа Александра Медема, умерших в 1931 году в сызранской тюрьме.

Мастера ведут реставрацию старых работ, исполняют заказы храмов, частных лиц.

Впечатления

Познакомиться с коллекцией иконы местного письма можно в г. Сызрани по адресу: ул. Интернациональная, 178. Можно увидеть старинные образы, написанные темперой на деревянной ковчежной доске, меднолитые иконы, а также новоделы в традиции Сызранской школы иконописи.

Знакомство с сызранской иконописной традицией можно совместить с посещением достопримечательного места на возвышенном берегу Волги, где в 1713 году явился чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Здесь бьет целебный источник, организовано подворье Сызранского Свято-Вознесенского мужского монастыря, построен храм в честь святых Царственных страстотерпцев. Отсюда открывается великолепный вид на Волгу – Саратовское водохранилище, на город Сызрань и живописные острова.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru