"Карамас-Пельга"
Главное
Удмуртская деревня с таинственным названием Карамас-Пельга известна как оазис аутентичной удмуртской культуры. Деревня старше Ижевска и ровесница Петербурга (по данным переписи, образована в 1710 году). Уникальна Карамас-Пельга тем, что в этой деревне до сих пор сильны языческие традиции. Местные жители приносят жертвы покойникам и духам, варят кашу в священных рощах Луд, Камай, Акташ, молятся в семейных святилищах и почитают своих жрецов, которые проводят древние ритуалы. В селе лействует Центр Удмурстской кульутры, с помощью которого можно окунуться в местные традиции: старинные обряды, посещение священных мест, участие в праздниках народного календаря, национальная кухня, баня и многое другое, а также международные этно–футуристические симпозиумы, республиканские этнофестивали по лэнд-арту, которые проводятся на базе Центра.
История
Карамас-Пельга (удм. Уддяди) - деревня в Киясовском районе; впервые упоминается в переписи 1710 г. в составе Арской дороги: д. Курмас-Пелга с 3 дворами. Основана в конце XVII в. выходцами из Старой Сальи и Судасмес-Пельги. Родовые группы Салья и Пельга образовали отдельные поселения, еще перед революцией они числились как самостоятельные населенные пункты: Карамас-Пельга и Уддяди-Салья.
Карамас-Пельга - одна из немногих деревень в Удмуртии, где сохранились язычники. Они живут на отдельной улице (Удмуртурам - "удмуртская улица"), хоронят отдельно (Удмуртшай - "удмуртское кладбище"); родственные связи держат с язычниками Агрызчкого, Алнашского, Малопургинского районов.
Интересное название деревни связано с легендой. Карамас - это имя татарского юноши. Он батрачил в семье зажиточного крестьянина удмурта. И угораздило же Карамаса влюбиться в хозяйскую дочь Пельгу. Родители были против такого союза - куда бедняку до их красавицы-дочки, да к тому же татарину (смешанные браки тогда не приветствовались). Но недолго влюбленные горевали, взяли да сбежали. Нашли родник Сарали и основали там свою деревню, чуждую догмам. С тех пор пошел род карамас-пельгинцев.
Состояние
В деревне Карамас-Пельга проживает более 600 человек. В деревне действует Центр удмуртской культуры. Гости могут познакомиться с бытом и обычаями удмуртов такими, какими они были сотни лет назад. Любителей старины и поклонников прекрасного Центре познакомит с историей и культурой деревни: уникальные коллекции, памятники народной архитектуры и быта, демонстрация обрядов и традиций. На территории центра расположены: этно-кафе; 2 гостевых домика на 24 койко - мест, оформленные в старинном удмуртском стиле; старинные постройки середины 18 века - изба, кенос. Также в Центре расположен музей Зои Алексеевны Мазитовой - известной во всем мире мастера-ковровщицы, основательницы современного узорного ткачества южных удмуртов; в этой семье был снят документальный фильм «Южные удмурты ХХ века». На базе Центра проводятся межрайонные лагерные смены и районные молодежные мероприятия, международные этно–футуристические симпозиумы художников-футуристов, республиканские этнофестивали по лэнд-арту среди женщин «КЫЗ». Ежегодно Центр принимает более 10 000 посетителей и туристов республики, регионов России и зарубежья.
Впечатления
В деревне Карамас-Пельга организованы для туристов: экскурсия по Центру удмуртской культуры с посещением родника "Сарали"; участие в праздниках народного календаря: Новый год, Рождество, Вожо Дыр, Масленица, Акашка, Троица, Петров день и т.д.; удмуртская национальная кухня; старинные обряды «Три свадебных напева»; русская баня и баня по-черному; отдых с купанием на самом живописном берегу реки Кырыкмас; священное место удмуртов – куала с погружением в историю и мифологию деревни; посещение священной рощи: дебри местного язычества, где из лесной чащи смотрят пустыми глазницами черепа жертвенных животных, а духи предков ждут своих подарков.
Обитателям городов древние исконные верования представляются чем-то экзотическим, даже запретным. Однако возможность ненадолго почувствовать «магию вокруг нас», оказаться чуть ли не в мире фэнтези, действует безотказно.
При желании в Карамас-Пельгу можно приехать с чисто гастрономическими целями. И в Центре культуры, и в гостях угощают всевозможными удмуртскими блюдами: перепечами (начинки разные, от мяса и картошки до сныти и пшенной каши), ритуальными блинами — табани, шаньгами (выпечка с картошкой), супами и, конечно, обрядовой кашей. У удмуртов самой вкусной кашей считается та, которая более всего походит на сборную солянку: несколько видов круп, горох, яйца и добрая порция мяса. Летом в Центре культуры кормят экологически чистыми овощами с собственного огорода.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|