Войти
Меню

Ожившее дерево - механические куклы из Ульяновска

Тип бренда
Образы
Категория
визуальный территориальный стиль
Время появления
1905
Статус
живой
Основание выбора культурного бренда
экспертиза
Контактные данные
Колтун Александр Владиленович
84(22)41-21-46
5
 
8
3
Автор
Майсакова Ирина Владимировна
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Ульяновский театр кукол имени В. М. Леонтьевой представляет уникальную коллекцию деревянных механических кукол 1905 г. мастера-крестьянина Алексея Антоновича Морозова (1873-1934 г. ж.) Механическое чудо представляет собой композицию из 49 движущихся деревянных фигурок. Костюмы кукол, грим и причёски - всё выполнено мастером в точности с эпохой. Ходит легенда, что лица кукол передают черты людей, окружавших самого мастера Морозова.

История

Жил мастер А. А. Морозов на Урале. С ранней весны до поздней осени гастролировал от Урала до Астрахани. Его куклы удивляли тогдашних жителей Челябинска, Уфы, Омска, Нижнего Новгорода, Казани и конечно же Симбирска. Работал в основном по ярмаркам. А вот ярмарочные затейники, которым в то время числа не было, знали, где Морозов со своим «ожившим деревом» (так он называл своих кукол) там им делать нечего, весь народ и стар и млад толпились именно около его коллекции.

В 1923 году в Москве организовывалась первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР (будущая ВДНХ). Выставочный комитет, прознав об уральском умельце, пригласил его с куклами в столицу. 20 октября 1923 года Главный выставочный комитет торжественно вручил Алексею Антоновичу диплом 2-й степени, медаль и денежное вознаграждение.

«Только однажды, кажется в 1924 году, на Сретенском бульваре я видел маленький балаганчик. В нем какой-то человек, по виду крестьянин или мастеровой, вероятно очень талантливый и изобретательный, сделавший все своими руками, показывал механических кукол. Сцена его представляла собой стол, вокруг которого можно было ходить. На столе стояли куклы. Показывающий вертел ручку сбоку стола, и куклы двигались-пахали, сеяли, косили, жали и т.д. Все приводы были невидимы и находились под столом. Самое замечательное, что ритм движения кукол был не общий, а разный для каждой куклы. Я до сих пор помню, как косарь, прерывая работу, останавливался, чтобы поточить косу и оборачивался на сидящих у стога девушек, а они поглядывали на него и щелкали семечки» С. Образцов Из книги «Актер с куклой» (М-Л. 1938 г.)

В 1932 г. семья А. А. Морозова переехала в Ульяновскую область, в 1934 году мастер скоропостижно скончался в д. Майна, похоронен там-же.

Его сын Федор вернулся с фронта инвалидом, и будучи прикован к постели смастерил в 1947 году новую группу из 13 механических кукол по заготовкам отца. Эта композиция также распологается рядом с основной в музее театра.

Состояние

Вековая коллекция до сих пор исправна и работает в точности как её задумал мастер без единого изменения в конструкции. Композиционно она составлена самим автором. В подробных деталях он передал ощущение того далекого времени. Фигуры людей выполнены из бука, ясеня, ольхи, вишни. Механизм, приводящий в движение всю композицию (валы, колесики, шестеренки) тоже из дерева. Костюмы на куклах из старинных тканей тех лет. Грим, прически выполнены самим мастером. До наших дней куклы дошли в полной сохранности, ни одной трещинки, т.к. древесина использовалась выдержанная, обработанная специальным составом. 49 кукол плотно разместились на большом столе и каждая занята своим делом. Они рассказывают о трудовом дне дореволюционной деревни.

Включаем моторчик и все 49 членов крестьянской общины задвигались, занялись делом. В центральной части композиции обедающая семья. Хозяин дома поднял ложку и на него посмотрели все сидящие за столом, а по старому крестьянскому обычаю никто не начнет есть прежде главы семьи. Но вот и можно, разрешение получено. Хозяйка принялась кормить младенца, покачивая его при этом на колене, а тот, ведь ребенок есть ребенок, успевает еще трясти самодельную погремушку. Они не просто обедают, делаем мы вывод, они еще все общаются между собой. Вот старший сын повернулся к среднему и что-то сказал ему, тот кивнул в ответ…

А что в это время делают остальные? Мужчины занимаются строительством (фото 2). Один из строителей дома ловко орудует стамеской. Стукнул по ней деревянным молотком и сделал чуть заметное движение, отбрасывая кусочки дерева (фото 3). Он сосредоточен и экономен в движениях, точь-в-точь как настоящий плотник.

Сапожники шьют сапоги. Около одного из них на столике лежат малюсенькие инструменты 3-4 см, но это точная копия рабочих инструментов, а у другого в руке миллиметровый гвоздик…(фото 6)

За спинами у сапожников-ткачиха ткет ткань. На маленьких ножках закреплены ремешки, перебирая ими она регулирует высоту каретки…(фото 7, фото 8)

Описывать происходящее можно бесконечно.

Впечатления

Невероятный восторг коллекция вызывает как у детей так и у взрослых. Особенно ценен не столько её почтенный возраст, сколько точность в каждой детали, выполненной мастером вручную больше 100 лет назад. Куклы невероятно точно передают атмосферу представленной эпохи. Слаженные, точные действия представляют собой целый спектакль, который разыгрывают эти деревянные человечки для каждого зрителя. Примечательно и то, что информации о существовании другой такой или похожей коллекции в мире больше нет.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru