Войти
Меню

Тагильская лаковая роспись

Тип бренда
Традиции и промыслы
Категория
Время появления
1746 г.
Статус
живой
Контактные данные
5
 
3
0
Автор
Бычкова Валентина Борисовна
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Тагильская лаковая роспись - не просто народный художественный промысел. Это особая красота и эстетика культуры глубинки промышленного Урала. Это узнаваемые “Тагильская роза” и уральская рябина, приятные взгляду букеты полевых цветов, которые пасмурной осенью и суровой зимой согревают своим душевным теплом, а также подносы-картины и приметный золотой орнамент. За эти особенности тагильский поднос ценят во всем мире. Тагильская роспись известна с 1746 года. Она возникла раньше Жостовской росписи и среди экспертов считается её предшественницей. Промысел до сих пор сохраняется на территории Свердловской области и продолжает радовать ценителей по всему миру.

История

Тагильская лаковая роспись по металлу существует почти 275 лет. Первые упоминания о железных подносах с росписью из Нижнего Тагила были найдены в документах 1746 года. Этот год считается датой основания промысла. Подносный промысел с использованием росписи в технике двойного мазка был придуман в городе Нижний Тагил на заводах Демидова - знаменитого уральского промышленника.

Основой жизни на Урале был завод, поэтому именно при заводских посёлках зарождались промыслы, способные удовлетворить нужды местных жителей. На тагильских заводах Демидовых производили качественное и пластичное железо. При изготовлении крупных изделий оставалось небольшое количество неиспользованного материала. Из этих остатков мастера и придумали выделывать подносы. Прокатного производства не существовало, поэтому металлические подносы изготовляли в кузницах, используя метод ковки. Уральские мастера были виртуозами своего дела, а вкупе с отличным материалом могли создавать настоящие кованые шедевры. Благодаря ручной работе, металлические изделия были особенно изящны. Тонкие, с гладкой ровной поверхностью, без намека на царапины подносы давали большие возможности для декорирования. Следующий этап работы был за "лакировщиками" - художниками по росписи.

XVIII век - легендарная эпоха тагильских лакировщиков. В те времена на Урале было много старообрядцев. Они писали иконы, расписывали домашнюю утварь, а также картины на металлических основах. Основателем лаковой росписи по металлу и по совместительству родоначальником целой династии лакировщиков считается Андрей Степанович Худояров. Он изобрел удивительный "хрустальный" лак, который невозможно было поцарапать ножом и смыть кислотой. “Хрустальный лак” оставался невредимым даже после испытания огнём! На покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий чайник и проливать кипяток.

Худояров организовал собственную мастерскую, и передал опыт своим детям вместе с рецептом “хрустального" лака, которым владела только эта семья.

Уже через несколько лет яркие, привлекательные расписные подносы стали желанным приобретением для хозяек по всей России. Тагильская роспись была модным явлением того времени. В XIX веке подносы и другие металлические изделия с лаковой росписью из Нижнего Тагила стали ценным экспортным товаром, который не стыдно было продавать и в Париже. Между тем секрет хрустального лака так и не был раскрыт.

Заводовладелец Никита Демидов стремился поддержать подносный промысел и сохранить уникальные традиции лакировки. В 1806 году на средства промышленника была открыта художественная школа для местных мальчиков. Дети крепостных получили возможность учиться рисованию у выпускников Академии художеств из Санкт-Петербурга. Так в Нижнем Тагиле появилась целая плеяда молодых талантливых художников. В подносном промысле наступила эпоха новых сюжетов.

Состояние

Активная жизнь промысла длилась до начала ХХ века. После революции 1917 года подносный промысел приходит в упадок. Только в 1976 году в Нижнем Тагиле начинают проводить эксперименты по возрождению лаковой росписи на заводе “Эмальпосуда”. Чуть позже в городе восстанавливают школу росписи. Художников готовит Уральское училище прикладного искусства, которое работает и по сей день уже в качестве современного колледжа.

Традиции лаковой росписи в наше время сохраняют художники нижнетагильских предприятий “Техно-ателье” и “Тагильский поднос”, а также именитые мастера: Светлана Парышева, Вера Полева, Ирина Смыкова и др.

Впечатления

Техника тагильской росписи на первый взгляд проста. Поднос начинают расписывать с подмалёвка, нанося краску пальцами. Так художник создаёт силуэт будущей картины.

Затем на кисточку набирают сразу две краски. Одна из них обязательно белая, чтобы получить плавный градиент от цвета к световому пятну. Так создаётся та самая техника двойного мазка. В тагильской росписи нет многослойности, но есть объём за счет знаменитого “разбела”.

Изображения на холсте располагаются свободно, не перекрывая друг друга и пишутся за один приём. По сути, у мастера нет права на ошибку, ведь лакированная поверхность изделия вокруг рисунка должна сиять и не простит неверного движения.

Увидеть лично наследие промысла тагильской лаковой росписи можно в Музее истории подносного промысла в городе Нижний Тагил.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru