Войти
Меню

Владимирская икона Божьей Матери

Тип бренда
Образы
Категория
Время появления
до 1130 года
Статус
живой
Контактные данные
протоиерей Николай Соколов
+7(495)957-07-81
5
 
5
0
Автор
Алексей Макаркин
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Владимирская икона Божьей Матери - самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви. По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи. Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в ее киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царем и имя избранного оглашалось народу.

История

По сказанию XV века, Владимирская икона Божьей Матери написана апостолом Лукой. Иконописец и богослов Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» отмечал, что ни одна из написанных апостолом Лукой икон до нас не дошла: «Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».

Исследователи считают икону выдающимся произведение византийского искусства, принадлежащим кисти константинопольского мастера, и датируют ее от XI до 1-й трети XII вв. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначалаикона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Святой князь Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенес ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже - во Владимир-на- Клязьме, поместив ее в Успенском соборе. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование - Владимирская.

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, недойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлевском Успенском соборе.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с тремя именами кандидатов в патриархи. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

В 1918 году икона была взята для реставрации. В 1926 году ее передали в Государственный исторический музей, а в 1930-м - в Государственную Третьяковскую галерею.

Состояние

Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»). Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею, а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в ее честь: ● 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; ● 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году; ● 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

Впечатления

С 1999 года икона находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах в Москве в специально оборудованном киоте. Ее пребывание в храме позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность. В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru