Сокровища Пазырыкской культуры
Главное
Сокровища Пазырыской культуры – наследие древней культуры ранних кочевников, которая была распространена на Алтае, на смежных территориях России, Казахстана и Монголии в VI-II вв до н.э. Это период скифов, населявших пояс Великой степи. На Алтае, благодаря вечной мерзлоте, в курганах сохранились одежда, оружие, предметы обихода, образцы искусства в характерном «зверином» стиле, а также мумифицированные тела, в том числе знаменитая «Принцесса Укока». Курганы и наскальные рисунки этой культуры включены в Предварительный список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
История
К середине 1-го тысячелетия до н. э. на огромных пространствах евразийских степей устанавливается новый стиль жизни: появляется железо, складывается новая форма хозяйства – кочевое скотоводство. Начинается эпоха кочевников. Благодаря возможности перемещений, в Великой степи формируется единый культурный код – скифский мир. Общность культур кочевников проявляется в сходстве ключевых для того времени элементов: предметов вооружения, конской упряжи и «звериного стиля» в искусстве.
На Алтае была распространена так называемая Пазырыкская культура, обязанная своим названием урочищу Пазырык, где в 1929 году были раскопаны мерзлотные курганы. Благодаря уникальным природным условиям, под каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и в таких естественных «морозильниках» сохранились одежда, ткани, ковры, деревянная утварь и даже мумифицированные тела жителей той далекой эпохи. Кстати, реконструкции лиц мумий позволили выявить, что носители культуры принадлежали как к монголоидной, так и к европеоидной расам.
Характерные черты Пазырыкской культуры: погребение в деревянных срубах, восточная ориентировка тел, мумификация погребенных. Погребения знати сопровождались захоронениями коней (в Катандинском кургане обнаружены скелеты 22 лошадей!) Неотъемлемая часть культуры – это предметы искусства в «зверином» стиле: украшения, элементы одежды, конская упряжь, ковры, а также татуировки на мумифицированных телах.
Наскальные рисунки этой эпохи – это в основном изображения животных: благородного оленя, козерога, кабанов, горных баранов, лошадей, птиц и зооморфных существ, а также сцен охоты. На некоторых памятниках присутствуют также антропоморфные изображения. Ученые склоняются к тому, что комплексы наскальных рисунков (а как правило, на одном и том же месте присутствуют рисунки самых разных эпох) имеют сакральный смысл, связанный с религиозными обрядами и ритуалами.
Состояние
Наиболее известные памяники пазырыской культуры на Алтае – это Пазырыкские, Туектинские, Катандинский курганы, а также петроглифы Елангаша и Калбак-Таша. Сейчас эти объекты включены в Предварительный список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Большинство из них – популярные туристические дестинации.
Пазырыкские курганы находятся в 16 км от райцентра с. Улаган. Это пять крупных, диаметром до 47 м, царских курганов. Курганы раскопаны еще в 1929-1940х гг, а находки из них сейчас хранятся в Эрмитаже. Существует проект реконструкции курганов и создания музея под открытым небом.
Прямо на Чуйском тракте вблизи с. Туекта находится огромный курганный могильник, насчитывающий более 190 разновременных курганов, каменных выкладок и балбалов. Размер крепиды самого большого кургана достигает 66 м. Находки из этих курганов хранятся в Национальном музее Республики Алтай, Эрмитаже и Государственном историческом музее.
Наибольший интерес в плане осмотра представляют наскальные рисунки. Петроглифический комплекс Калбак-Таш также находится прямо на Чуйском тракте вблизи с. Чуй-оозы. Здесь насчитывается около 3000 изображений самых разных эпох: рисунки животных, сцены охоты, фантастические хищники, рунические надписи. Некоторые изображения напоминают космические корабли, инопланетян с необычным строением тела, людей в скафандрах. Само место Калбак-Таш (в переводе «плоский камень») – это святилище, которое и сейчас является сакральным для местных жителей.
Петроглифы Елангаша расположены в долине одноименной реки в Кош-Агачском районе. Они гораздо менее доступны, добраться сюда можно лишь на внедорожнике. Здесь на протяжении 18 км сосредоточено более 30 000 петроглифов разных эпох. До сих пор ученые не установили, с чем связана такая концентрация изображений: то ли это место было древним святилищем, то ли – стоянкой на караванном пути. Изображены животные, сцены охоты, всадники, лучники, воины, колесницы в специфической «распластанной» проекции. Имеются и образцы современной живописи – автографы, изображения оружия и даже портрет Ленина.
Впечатления
Находки пазырыкской культуры хранятся в ведущих музеях страны, но Горный Алтай – это место, где можно буквально вдохнуть квинтэссенцию этой древней культуры. Ее присутствие здесь повсюду: в древних погребальных комплексах и наскальных рисунках, в самих ландшафтах Алтайских гор. Ведь сидя где-нибудь на берегу горной реки, стоит только закрыть глаза, как сразу представятся древние воины-кочевники, колесницы с женщинами в высоких головных уборах, догоняющие добычу охотники и поклоняющиеся самому духу Алтая шаманы.
Образы пазырыкской культуры находят отражение в современном художественном и декоративно-прикладном творчестве мастеров Алтая. Так что частичку древней культуры кочевников Великой степи можно и увезти с собой, в виде войлочного сувенира.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|