Войти
Меню

Константин Циолковский

Тип бренда
Персоны
Категория
Наука
Время появления
1857–1935 гг.
Статус
живой
Контактные данные
5
 
2
0
Автор
проект “Имя Россия", ТИЦ Рязанской области
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Константин Эдуардович Циолковский - выдающийся ученый и исследователь в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, подлинный новатор, провидец, философ. В начале XX в. Циолковский безапелляционно заявил: «Всякие средства, вложенные в космические цели, обязательно окупятся во сто крат». Сегодня под его словами готовы подписаться лидеры всех мировых космических держав.

История

Он родился в селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего. В 10 лет он переболел скарлатиной и в результате осложнения почти полностью потерял слух. В 16 лет отец отправил его на учебу в Москву. Три года он самостоятельно занимался в библиотеке Румянцевского музея, изучая математику, физику и астрономию. Вернувшись из Москвы осенью 1879 г., он экстерном сдал экзамен в Рязанской гимназии на звание учителя уездных училищ и получил назначение в небольшой городок Боровск Калужской губернии, где он 12 лет преподавая арифметику и геометрию. Учительствуя, занимался и наукой. В 1883 г. он написал работу «Свободное пространство», в которой сделал важный вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве.

В 1892 году, как «один из способнейших и усерднейших преподавателей», Циолковский был переведен в уездное училище города Калуги. В Калуге он прожил всю оставшуюся жизнь, до 1921 года работал преподавателем, написал свои важнейшие труды.

С середины 1880-х годов, когда методы экспериментального исследования были еще несовершенны, Циолковский стал заниматься аэродинамикой. После многочисленных экспериментов в естественных условиях ученый пришел к идее испытывать модели в искусственном потоке воздуха. В 1897 г. он построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью («воздуходувку»). Цикл экспериментов, проведенных ученым, дал огромный исследовательский материал, обработка которого выявила важнейшие закономерности в аэродинамике дозвуковых скоростей.

В 1892 г. вышла его первая научная работа по воздухоплаванию «Аэростат металлический, управляемый». Через два года журнал «Наука и жизнь» опубликовал статью «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Работа удивительна и парадоксальна. Задумав ее писать для «посрамления» аэростатов, в конце ее он делает совершенно неожиданные выводы о необходимости моноплана, автопилота и применения гироскопов в авиации. В то время он был одержим планом построения воздухоплавательных аппаратов. Его идеи цельнометаллических дирижаблей в конечном итоге стали основой для разработки в Германии знаменитых цеппелинов (по фамилии конструктора – графа Фердинанда Цеппелини). Научные же противники Циолковского вошли в комиссию технического контроля за разработкой управляемого аэростата австрийского изобретателя Шварца, специально приглашенного в Петербург российским военным министром. После нескольких неудач Шварцу удалось осуществить первый запуск уже в Германии. Граф Цеппелини приобрел у него патент и сумел наладить выпуск дирижаблей. Таким образом идеи Циолковского, не реализованные на Родине, способствовали воплощению чужого проекта.

Ему очень часто приходилось преодолевать непонимание современников: «Я должен был оправдываться перед невежественными людьми, что занимаюсь увековечивающими меня вопросами». В 1929 г. в работе «Новый аэроплан» он описал конструкцию самолета, состоящую из нескольких веретенообразных полых тел, образующих крыло. В этой, как и в последующих работах, он обосновал неизбежность замены поршневых двигателей с воздушным винтом реактивными двигателями: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных или аэропланов стратосферы», – писал он.

В 1903 г. вышла его первая статья по ракетной технике «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней он обосновал теорию космического полета и предложил проект жидкостной ракеты. «Человек полетит в Космос на ракете. Конечно, это будет русская ракета, и, конечно, полетит на ней русский человек. Да, да, именно русский человек-богатырь, отважный, смелый, храбрый первый звездоплаватель. Именно русский, а не немец, не француз, не англичанин, не американец». Пророчество сбылось!

Освоение космоса, ракетодинамика и космонавтика занимали основное место в его научных исследованиях. Еще в 1878-1879 гг. он составил «астрономические чертежи» и сконструировал прибор для изучения влияния на живой организм ускорения силы тяжести. Тогда же он построил и первую в мире центробежную машину (прообраз современных центрифуг), проведя на ней опыты с животными и насекомыми. Вес рыжего таракана в этом аппарате увеличивался в 300 раз, а вес цыпленка – в 10, без малейшего для них вреда.

В 1903 г. в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые научно обосновал возможность осуществления космических полетов при помощи жидкостных ракет и дал основные расчетные формулы их полета. Циолковский был первым в истории науки ученым, который строго сформулировал и исследовал прямолинейное движение ракет как тел переменной массы. В архиве Российской Академии наук сохранился листок, датированный 10 мая 1897 г., на котором была дана формула, устанавливающая зависимость между скоростью ракеты в любой момент времени, скоростью истечения газа из сопла двигателя, массой ракеты и массой израсходованных взрывчатых.

После октября 1917 г. его научная деятельность получила поддержку государства. В 1918 г. он был избран членом Социалистической академии. Он детально разобрал все, что касается одно- и многоступенчатых ракет: законы их движения, принцип конструкции, вопросы энергетики, управления, проведения испытаний, обеспечения надежности систем, а также создания приемлемых условий обитания и подбора психологически совместимого экипажа. Ученый рассмотрел конкретные вопросы, касающиеся устройства космического корабля. В 1926 г. для достижения первой космической скорости он предложил применить двухступенчатую ракету, а в 1929 г. в работе «Космические ракетные поезда» дал стройную математическую теорию многоступенчатой ракеты. В 1934-1935 гг. в статье «Основы построения газовых машин, моторов и летательных аппаратов» предложил еще один способ достижения космических скоростей, получивший название «эскадры ракет». Особенно большое значение придавал он созданию межпланетных станций. В них он видел возможность осуществить давнюю мечту об освоении околосолнечного пространства и создания там «эфирных поселений». Циолковский наметил грандиозный план завоевания мировых пространств, который в настоящее время успешно осуществляется.

Научная деятельность занимала все его свободное время, но основной его работой все же было учительство. Его уроки вызывали большой интерес у учеников, давая им практические навыки и знания. В ноябре 1921 г. в возрасте 64 лет он оставил педагогическую работу, посвятив все свое время науке и писательству. Циолковскому принадлежат прекрасные образцы научно-фантастических произведений: «Вне Земли», «На Луне», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения». и др. В них увлекательно изложены основные положения науки о звездоплавании, ракетной технике, освоении просторов Вселенной. В повести «Вне Земли» красной нитью проходит идея интернационализма в космических исследованиях. Это были первые строго научные работы в мировой научно-технической литературе.

Состояние

Память о К. Циолковском хранят многие места на планете. Его именем названы десятки улиц, космических объектов и кораблей, включая малую планету 1590, Российская академия космонавтики, Московский авиационно-технологический институт. Памятники ученому сооружены в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Боровске, Долгопрудном. Циолковский имеет множество киновоплощений. Пожалуй, самое заметное - в фильме “Укрощение огня” (1972), где его сыграл Иннокентий Смоктуновский.

В 2015 году именем “Циолковский” назван новый город, примыкающий к аэропорту “Восточный” в Амурской области (бывший Углегорск).

Наиболее полно с деятельностью К. Циолковского можно ознакомиться на Калужской земле. Музей-квартира К.Э. Циолковского в Боровске повествует об учительских годах ученого (1880-1892). Здесь можно ознакомиться с ранними разработками ученого - Электрофорной машиной, моделью цельнометаллического дирижабля, монгольфьером (воздушным шаром). Недалеко от музея - памятник Циолковскому, на котором он мечтательно вглядывается в небо, а за ним - уменьшенная копия знаменитого московского монумента "Покорителям космоса" с устремленной ввысь ракетой.

Дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге лучше всего сохранил атмосферу и интерьры, в которых жил ученый, его вещи и разработки. Ну едва ли не лучшее место в России для знакомства с космическими разработками - Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, открытый в Калуге в здании, напоминающем по архитектурному облику космический корабль. Здесь можно ознакомиться с работой первого космического спутника Земли, спускаемого аппарата “Восток”, лунохода и посмотреть образец лунного грунта. Рядом находится Калужский планетарий, в котором есть имитация прогулок по открытому космосу. А в пространстве у музея космонавтики - расположена внушительная экспозиция советских космических ракет.

В Калуге множество мест, связанных с деятельностью Циолковского. По “космическим” точкам города организованы туристические маршруты с посещением могилы и парка Циолковского, Гагаринского моста и “космического” памятника 600-летия Калуги.

В 2019 году по итогам проекта “Великие имена России” имя К.Э. Циолковского присвоено аэропорту города Калуги.

Впечатления

а родине ученого в селе Ижевское Спасского района Рязанской области Музей К.Э. Циолковского открылся еще в 1967 году - старанием местных активистов и сподвижников мыслителя. Здесь можно посмотреть не только экспозицию, но и видеофильмы, снятые в космосе, лекции, выставки и беседы. Работает образовательная программа “Человек и Вселенная”.

Сегодняшнее Ижевское прочно стоит на надежном (цельнокаменном!) фундаменте прошлого и с верой смотрит в космическое будущее. Здесь сохранилась оригинальная планировка XVIII и значительная часть архитектурного ансамбля XIX-XX веков – отлично подходит как для самостоятельной атмосферной прогулки, так и для увлекательного маршрута с экскурсоводом.

Изюминка путешествия, конечно же, семейная обитель Константина Эдуардовича, в которой родились многочисленные дети семьи Циолковских. Сегодня тут работает музей-усадьба ученого, восстанавливающая быт конца XIX века и традиции знаменитого семейства. Одноэтажное скромное в декоре здание – связующее звено между историческим обликом села и современной космонавтикой.

Непременно загляните в музей Циолковского, где можно познакомиться не только с историей развития науки, но и увидеть настоящий спускаемый аппарат корабля «Союз 22», взглянуть на скафандр космонавта О.Г. Макарова и бытовые мелочи космических путешественников. На площади перед музеем установлен пятиметровый макет ракеты «Союз МС», если добраться сюда с наступлением темноты, то подсветка имитирует старт космического судна и непременно радует зрителей юного возраста.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru