Войти
Меню

Афанасий (Сахаров)

Тип бренда
Персоны
Категория
Время появления
Статус
утраченный
Основание выбора культурного бренда
всероссийский конкурс
Контактные данные
0
 
1
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

Епископ Афанасий (Сахаров) (1887-1962) – епископ Русской православной церкви, один из немногих деятелей «катакомбного движения», переживших гонения на церковь. Причислен к лику святых в 2000 году в лике священноисповедника. Многие события жизни владыки Афанасия связаны с Владимирской областью, где он пользуется особым почитанием (центры почитания – города Владимир и Петушки).

История

Сергей Григорьевич Сахаров родился в Тамбовской губернии, но его отец, чиновник, был уроженцем Суздаля. Сергей окончил Владимирскую духовную семинарию в 1908 году. Из Владимира уехал получать высшее духовное образование в Московскую духовную академию, где в 1912 году был пострижен в монашество с именем Афанасий и возведен в сан иеромонаха. После непродолжительного преподавания в Полтавской духовной семинарии в 1913 году был переведен во Владимир, где преподавал гомилетику (науку о проповедничестве) в местной семинарии, заведовал религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном Успенском соборе во Владимире. Участвовал в Поместном соборе 1917-1918 годов, где занимался вопросами подготовки нового издания богослужебных книг и канонизации святых, вместе с академиком Борисом Александровичем Тураевым стал соавтором «Службы всем святым, в земле Русской просиявшим». В 1920 году был возведен в сан архимандрита, в 1920-1921 годах был наместником владимирского Богородице-Рождественского монастыря. В июне 1921 года был рукоположен во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии, одновременно был настоятелем Боголюбского монастыря. Активно выступал против обновленческого движения. В 1922 году несколько раз арестовывался, затем был выслан в Зырянский край. В начале 1925 года был освобожден из ссылки, некоторое время управлял Владимирской и Ивановской епархиями, два месяца находился под арестом. В январе 1927-го вновь арестован, приговорен к трем годам лишения свободы – заключение отбывал на Соловках, где работал сторожем и недолго счетоводом, болел сыпным тифом. В 1930-1933 годах находился в ссылке в Туруханском крае, после возвращения вновь поселился во Владимирской области, отказавшись подчиняться заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), пошедшему на далеко идущие уступки советской власти. В это время проводил тайные богослужения в рамках катакомбного движения. В 1936 году был вновь арестован и приговорен к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором, потом на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром бригады по плетению лаптей. В 1941 году пешком этапирован в Онежские лагеря, где голодал, так как не выполнял план. В следующем году освобожден и выслан в Омскую область. В 1943-м – новый арест, а затем приговор к восьми годам лагерей. Находился в Сибирских и Темниковских лагерях, а затем в Дубравлаге. В 1945 году примирился с патриархом Алексием I как с законно избранным предстоятелем церкви, но на его судьбу это в то время не повлияло. В 1954 году был освобожден из лагеря и в следующем году переехал в город Петушки, где прожил до своей кончины. В это время он получал примерно по 800 писем в год и столько же отправлял ответов. Кроме писем, отсылалось к Рождеству и Пасхе по 30–40 посылок нуждающимся в помощи. В Петушках епископ Афанасий продолжил исследования православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем богослужебно-календарной комиссии при издательстве Московской патриархии, занимался внесением исправлений в месяцеслов святых. Вел большую работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержались просьбы найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточнял детали житий, составлял списки местных святых. Присланные материалы были тщательно отредактированы и приведены к единообразию в языковом и стилистическом отношении. На их основе он готовил «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи. Составлял молебные последования, в том числе на актуальные темы: «О хотящих по воздуху шествовати», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др. Жизнь духовенства в Петушках подробно описана в книге иеромонаха Серафима (в миру Геннадия Ивановича Катышева) «Петушки обетованные», выдержавшей к 2018 году шесть изданий.

Состояние

Рака с мощами святителя Афанасия находится в храме Рождества Христова Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, настоятелем которого он был. А в Петушках в 2002 году был освящен храм во имя святителя Афанасия Ковровского. В 2012 года в Петушках состоялось торжественное открытие духовно-просветительского центра и обновленной экспозиции в доме священноисповедника епископа Ковровского Афанасия. В нем сохранен престол, на котором он совершал литургию, и личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им, самодельное кадило и емкость для запивания Причастия, которые святитель сделал из тюремной оловянной кружки.

Впечатления

Владыка Афанасий был самым известным, но не единственным церковным деятелем, жившим тогда в Петушках – городе, расположенном за 125 километров от Москвы, то есть за так называемым «101-м километром», где проживали высланные из столицы и не допускавшиеся в нее люди. Там в это же время жили бывший настоятель Введенской Островной пустыни архимандрит Павел (Ванюшин) и игумен Платон (Климов; 1877-1966), в прошлом насельник Зосимовой пустыни и Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, о котором современники вспоминали как о великом молитвеннике и прозорливце. Еще одним жителем города был архимандрит Исидор (Скачков, 1883-1959), также бывший насельником Зосимовой пустыни, а затем неоднократно арестовывавшийся. Ссыльному духовенству помогала крестьянка Евфросиния Харитоновна Овсянникова, бывшая старостой Успенской церкви в Петушках. На старом городском кладбище похоронены девять монахинь и послушница, в том числе монахиня Маргарита (Зуева), которая помогала владыке Афанасию еще с 1920-х годов, была выслана на три года в Казахстан. После возвращения из ссылки отправляла многочисленные передачи в тюрьмы и посылки в лагеря, помогавшие выжить заключенным священнослужителям. Посещала владыку Афанасия в лагерях в Сибири и Мордовии. Живя в Петушках, заботилась о престарелом архимандрите Павле, а после переезда туда епископа Афанасия – о нем.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru