Северная чернь
Главное
Северная чернь – народный художественный промысел, возникший в Великом Устюге в 17 веке. Представляет собой украшение чернеными рисунками серебряных изделий (ювелирных украшений, столовых приборов, посуды, панно и предметов интерьера). Произведения великоустюжских мастеров получили всемирную известность и признание.
История
Вологодчина с древних времен славится своими художественными промыслами. Один из них – северная чернь.
На первый взгляд, нет ничего особенного в чернении серебра. Первые работы, выполненные в этой технике, встречались еще в дохристианскую эпоху. Однако уникальность изделий устюжан состоит в особой прочности и богатой гамме черневого состава – от пепельно-серого до насыщенного черного.
Мастера серебряного дела работали в Великом Устюге еще в 17 веке, но наивысший расцвет искусства чернения относится к 18 веку, когда в моде был стиль барокко. Именно тогда слава о великоустюжских мастерах вышла далеко за пределы города.
Во многом это произошло благодаря творчеству выдающегося художника Михаила Климшина. Ни кто иной как он заложил основы технических приемов и художественных решений, ставших традиционными в устюжском черневом искусстве. Он автор таких уникальных работ, как посох Великоустюжского епископа Варлаама (1750 г.), по всему стволу которого изображены евангельские сцены в обрамлении орнамента, и табакерка (1764 г.), крышка и стороны которой украшены великолепными миниатюрами.
Такой уровень мастерства не вызывает сомнений в том, что это были лучшие образцы чернения серебра своего времени. Неслучайно Михаила Климшина пригласили в Москву обучать секретам своего дела группу учеников.
В 19 веке промысел пришел в упадок, и его возрождение началось только в 20 веке усилиями потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.
Постепенно возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина артель была удостоена большой золотой медали.
С ростом объемов производства артель в 1960 году была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода. В настоящее время это ЗАО «Северная чернь».
Состояние
Сегодня красота серебряных изделий Великого Устюга – это результат кропотливого труда профессиональных художников, создающих эскизы, работающих над формой изделия, рисунком декора, общим стилевым решением, и мастеров, воплощающих этот замысел в металле.
Уникальная технология чернения, сохраняемая на протяжении трех веков, секреты мастерства, передаваемые из поколения в поколение, бережное отношение к традициям и, наконец, сам материал – благородное серебро – все это позволяет создавать без преувеличения неподвластные времени эксклюзивные вещи.
Впечатления
Возможно ли ассоциировать серебро с теплом? Вряд ли. Металл, пусть и благородный, остается холодным, но только до тех пор, пока он не оживает в руках великоустюжских кудесников. Как по волшебству, на невзрачной однотонной поверхности появляются тончайшие узоры, неповторимая игра света и тени, причудливые переливы позолоты и разных фактур серебра. И сами собой приходят на память строки нашего современника: «Ах, чернь по серебру, - Земля на фоне неба!»
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|