Затопленный храм-маяк в Крохино
Главное
Крохино – это место, где расположен храм-маяк, единственный в России сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балтийского водного пути. А ещё это «точка входа» в историю ХХ века и ответ на вопрос, можем ли мы сами что-то изменить в социокультурном облике своей страны.
История
Храм Рождества Христова в Крохино был построен в конце XVIII века у самого берега Белого озера, у истока реки Шексны, а ныне - единственный в России храм на воде, сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балтийского водного пути.
Посад Крохино – место, где родился и рос новомученик Богданов Фёдор Иванович. А сама церковь Рождества Христова является важнейшим элементом исторического ландшафта верховьев р. Шексны, сформировавшегося в средневековье вблизи одного из древнейших городских центров Северной Руси – города Белоозеро. При этом крохинская церковь – единственный объект, дошедший до нашего времени и сохраняющий зримую память об историческом прошлом этой территории, сыгравшей выдающуюся роль в истории России.
В 1960-х годах десятки сёл и деревень Белозерья были затоплены при строительстве Волго-Балтийского водного пути. В масштабе всего Волго-Балта число затопленных населённых пунктов доходит до нескольких сотен. Затопленных на Белом озере деревень и сёл в масштабе страны – чуть, не более двадцати.
Символом этого погибающего времени стал храм, единственная уцелевшая постройка в затопленном селе Крохино. Он свидетель радости и грусти, беззаботного детства, плясок на берегу, вечерних посиделок, голода, труда в колхозе и, в конце концов, уничтожения всего, что составляло жизнь этих мест.
Почему говорят "храм-маяк"? Дело в том, что именно благодаря маяку, размещенному над куполом, храм в Крохино не был уничтожен перед затоплением, как все прочие храмы, которые располагались на будущем водном пути Волго-Балта… Так на некоторое время храм стал техническим объектом, обозначающим устье реки Шексны и вход/ выход из Белого озера. Трудно осознать всю «прозу» подобного использования храма, но жизнь расставила всё на свои места: шли годы, под воздействием волн храм разрушался, — рухнул купол и его маковка с лампой маяка. Технический маяк был разрушен, но маяк духовный стоит и по сей день. И когда, казалось, храму было также суждено уйти под воду, приехали волонтёры из разных городов России — сохранять его жизнь.
Крохинский храм получил широкую известность благодаря советскому и российскому кинематографу. В 1973 году он появился на экранах в культовом фильме В.М. Шукшина «Калина Красная», а в 2014 году – в документальном фильме Л.Г. Парфёнова «Цвет нации».
Теперь сюда ежегодно съезжаются режиссеры и фотографы и художники, мечтающие запечатлеть настоящую Русскую Атлантиду — «Колизей» на Шексне. Затопленный храм Рождества Христова отражен во многочисленных полотнах художников и тысячах фотографий проплывающих мимо иностранных и российских туристов.
Состояние
Храм Рождества Христова представляет собой двухэтажное кирпичное оштукатуренное здание церкви.
В связи с активным волновым и ледовым воздействием полностью утрачена алтарная часть здания, восточная и южная стены четверика, восьмерик, а также большая часть южной стены трапезной.
Двухэтажная паперть вокруг колокольни сохранилась только с северной стороны, её юго-западная часть также утрачена.
Сохранность здания храма составляет около 45%, его доминантой является четырехъярусная колокольня, сохранившиеся объемы трапезной и северные стены храма.
На существующих стенах сохранилось наружное убранство фасадов, характерное для позднего барокко: углы четверика, трапезной, колокольни и паперти обработаны поэтажными филёнчатыми пилястрами. Все проёмы на фасадах (за исключением арочных в колокольне) имеют лучковые перемычки и оформлены рамочными наличниками с ушами и трёхчастными клинчатыми замками. Окна первого света второго этажа храма выделены фигурной формой ушей. Первый этаж отделен от второго междуэтажным карнизом упрощённой профилировки. Четверик храма завершен более сложным карнизом, его карниз обогащён сухариками, аналогичный мотив использован в карнизе трапезной и паперти.
Многогранность этого памятника заключается в том, что Христорождественский храм и Крохино — это:
- исторические «ворота» в древнее Белозерье, символ зарождения российской государственности на перекрестке водных путей и Христианства;
- дань памяти погибшим и переселенным с затопленных территорий, уничтоженным святыням, взорванным церквям и монастырям;
- яркое археологическое наследие древнего города Белоозеро IX века и Крохинского посада XIV века;
- точка на популярном водном маршруте «Знакомство с Русским Севером» Москва — Санкт-Петербург — Москва, по которому проходят сотни судов и десятки тысяч туристов и паломников ежегодно.
В настоящее время предусмотрена консервация храма, а также обустройство мемориальной путевой часовни в нижнем ярусе колокольни храма в Крохино и стилизация маяка на верхнем ярусе колокольни.
Впечатления
Представьте себе, где-то на Русском Севере более полувека стоит в водах реки Шексны величественный Храм с удивительной судьбой. Таких затопленных храмов ещё несколько десятилетий назад было множество, но вода и лёд уничтожили их, и все они ушли на дно.
Храм Рождества Христова в Крохино — это общероссийское историко-культурное и духовное достояние, выходящее за рамки местности, важнейшая духовная точка главного туристического маршрута России, концентрированное отражение нескольких исторических эпох.
«Незатопленные истории Белого озера» — это короткометражный документальный фильм, основанный на воспоминаниях переселенцев из затопленных сёл и деревень Белозерья, чьи родные дома были уничтожены водой — не природной стихией, но руками людей. Среди участников фильма жители Вологды, Белозерска, Санкт-Петербурга и даже Москвы, – таков был ареал расселения жителей затапливаемых территорий.
С 2012 года волонтеры записывали разговоры с переселенцами Белозерья и их потомками. Затопление коснулось их всех в разной мере: кто-то застал его в раннем детстве, кто-то — уже в зрелости. Казалось, что внезапно прерванная история этих мест и память о людях, которые тут жили, ушли под воду вместе с деревянными и каменными строениями. Но память об этих событиях жива в этих людях независимо от их возраста.
В фильме показаны два взгляда на проблему сохранения наследия и исторической памяти. Первый взгляд – это взгляд местных жителей, основанный на их жизненном опыте. Другой – взгляд волонтёров, которых ничего с этим местом ранее не связывало. Соприкосновение этих двух взглядов формирует актуальную картину восприятия наследия и памяти.
{{objectCandidate.short_description}}
|
|
Привязан к брендам:
|
Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}
|
|
|
|