Войти
Меню

"Мертвая дорога"

Тип бренда
Сооружения
Категория
Архитектурные объекты
Время появления
1950
Статус
исчезающий
Контактные данные
Федорова Марта Ивановна
+7(34932)22603
5
 
14
0
Нашли неточности в описании? Хотите предложить для публикации фото или видео?

Главное

"Мертвая дорога" - неофициальное название Приполярной железнодорожной магистрали Чум – Салехард – Игарка. Строительство пришлось на период с 1949 по 1953 годы и не было завершено. Основная цель строительства железной дороги – стратегическая – для защиты северных границ, вторая цель – промышленная: Сталину уже тогда было известно о залежах углеводородного сырья (нефть, газ).

История

В составе Северного управления Министерства внутренних дел было организовано два строительных управления - № 501 (от станции Чум до станции Пур протяженностью 880 километров) с дислокацией управления в Салехарде и № 503 (от Пур до Игарки протяженностью 550 километров) с дислокацией управления «в районе переправы через реку Енисей» (п. Ермаково). Оба строительства должны были двигаться навстречу друг другу, сооружая железную дорогу протяженностью 1480 километров. Строительство предписывалось закончить к 1955 году. На станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка предполагалось сооружение основных депо, а на станциях Ярудей, Катарань, Турухан, Енисейская – оборотных депо. Пропускная способность линии по участкам ожидалась 10-30 пар поездов в сутки.

В Красноселькупском районе был построен один из 75 рабочих поселков - поселок Долгий. Это был довольно крупный населенный пункт. Он имел свой узел связи, школу, детский сад, метеостанцию. Были там своя библиотека, клуб, больница, пекарня. Существовали ферма, конюшня, железнодорожное депо с ремонтной базой, соединительные вышки и участок дороги длиной 20 км.

Состояние

Дорога не была завершена. После смерти Сталина строительство ликвидировали. Что могли - вывезли, основная же часть построенного осталась беспризорно пропадать в тундре. Поселки на трассе обезлюдели. Дорога как бы вымерла. Постепенно жители стали уезжать из поселка Долгий. Поселок практически перестал существовать к 1960 году… Он, как продолжение дороги, превратился в руины и развалины.

И до сих пор в этих местах можно обнаружить среди разросшихся деревьев паровозы, вагоны, обветшавшие бараки, разрушенное депо и двойную нить рельсов.

Впечатления

Общее знакомство с Достопримечательным местом станция Сидельниково, разъезд Долгий (участок 503-й стройки участка железной дороги Пур – Игарка, Приполярной железнодорожной магистрали Чум – Салехард – Игарка) можно начать с посещения муниципального учреждения культуры «Красноселькупский районный краеведческий музей», расположенного по адресу ул. Нагорная, д.46, с. Красноселькуп, Ямало-Ненецкий автономный округ. В музее один из экспозиционных залов посвящен стройке № 503.

Непосредственно на само достопримечательное место можно попасть с проводником из местных жителей, предварительно договорившись об этом.

Федерация спортивного туризма Красноселькупского района периодически организует комбинированные походы в поселок Долгий, преимущественно в сентябре месяце.

В поселке Долгий и в лагерном пункте частично сохранились постройки. В депо Таз стоят два вагона серии «ОВ», крытые вагоны, железнодорожные платформы. На пути следования железной дороги встречаются рельсы различного года выпуска, начиная с конца XIX века. И еще много различных интересных артефактов.

 
{{objectCandidate.short_description}}
Привязан к брендам:
 
Адрес: {{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : 'нет'}}
Автор описания:
{{objectCandidate.author}}
Сайт:
{{objectCandidate.site}}
Координаты:
{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.name}}
Координаты: Скопировать

Как добраться

Комментарии для сайта Cackle
Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru