Экспедиция “Живого наследия” по Верхней Оке
Маршрут "Велика-Ока": Воротынск, Перемышль, Козельск, Чекалин, Белев
В российском туризме назревает новый маршрут, который может оказаться не менее интересным и насыщенным, чем всем известное “Золотое кольцо”. Его сердцевина - река Ока, где много веков назад возникали древнерусские княжества, защищались от захватчиков рубежи Руси, в борьбе за независимость от Орды выковывалась Русская государственность. Имя этому маршруту еще не дано, у паломников он зовется “Голубой пояс Богородицы”, а мы назвали его "Велика-Ока".
Сегодня наш рассказ - про некогда славные места Верхнеочья, где память о былых временах хранят тихие городки и небольшие поселки. Название “Верхнеочье” уходит корнями в глубину веков. Эти благодатные места в верхнем течении Оки, в Калужской и Тульской областях, известны еще с времен Ярослава Мудрого: они входили в Черниговское княжество, которое Ярослав отдал своему сыну Святославу. От этих корней пошли известные княжеские фамилии: Оболенские, Горчаковы, Воротынские. До Чернигова - главного города княжества - было почти 600 километров, и в 13 веке в Верхнеочье возникло Верховское княжество, почти независимое от Чернигова. А потом и оно начало дробиться на мелкие Верховские княжества.
Воротынск и Перемышль - бывшие княжеские города
Оказавшись в селе Воротынское с населением 140 человек, непросто представить, что когда-то на берегу реки Высса, недалеко от ее впадения в Оку, жизнь била ключом. В 1155 году здесь уже был княжеский город, на берегу высилась крепость, вокруг которой расходились посады числом семь - именно столько обнаружили археологи. С тех времен сохранились Воротища - проезд между городскими валами. На лугу перед Воротищами стояло в далеком 1480 году войско хана Ахмата по дороге к реке Угре, стояние на которой знаменовало для Руси конец монголо-татарского ига. Воротища так и не пропустили хана.
Из Воротынска пошел один из самых знатных боярских родов Воротынских, а сам княжеский удел сохранился дольше других - до времен Ивана Грозного. Воевода Михаил Воротынский изображен на памятнике тысячелетия России в Великом Новгороде как один из 109 виднейших представителей истории Руси.
В 18 веке Воротынск стал уездным центром. А в конце 19 века железная дорога прошла в трех километрах от него, и поселок переместился к станции. Сегодня в поселке Воротынск работает большой керамический завод, здесь лепят “Воротынские пельмени” и выпекают хлеб. А от старого Воротынска осталось лишь небольшое село.
Но в селе Воротынское есть, на чем остановить глаз. Возрождается Никольский храм, а на склонах крепостных валов - остатки старой усадьбы с беседкой и садом. Усадьба продается, но покупателей пока нет. А жаль: виды здесь - красоты необычайной, есть чем порадовать тех, кто приедет туда, где стоял стольный город Воротынск.
А примерно в 20 километрах от Воротынска, ниже по течению Оки находится Перемышль - еще один бывший стольный город. Перемышльское княжество выделилось в 14 веке, и за влияние на него около ста лет боролись Москва с Литвой, пока в 1490 году оно окончательно не перешло под власть Москвы.
После этого город исчез с арены истории. Однако известно, что сюда добирался на велосипеде Константин Циолковский и пел Булат Окуджава. Нынешний Перемышль - село с населением 3000 человек. На месте, где располагался кремль и стоял княжеские хоромы, по программе комфортной городской среды обустроено общественное пространство со скамеечками и смотровыми площадками, с которых открываются виды на Оку и лесные дали. А по склонам Оки стоят ухоженные домики. Деньги на их постройку жители зарабатывают в основном в Калуге, хотя есть и в самом селе два небольших завода с вполне приличными по местным масштабам зарплатами. А в соседнем селе Корекозеве (тоже бывший центр княжества), по данным местных жителей, живется гораздо богаче: там немцы построили молочное хозяйство “Эконива”.
Вот так живут сейчас в бывших княжеских столицах.
Многогранный Козельск.
Козельск - "город подвигов". История Козельска - это история героической защиты границ России, начиная от монголо-татарского нашествия и вплоть до дивизии РВСН (ракетных войск стратегического назначения), которая размещена в сегодняшнем Козельске.
Козельск считается на год старше Москвы: его первое упоминание относится к 1146 году; город входил в Черниговское княжество. Но в историю он вошел в 1238 году, когда семь недель оборонялся от войск Батыя во время монголо-татарского нашествия. Козельская осада привела к большим потерям завоевателей и порушила их планы; для Батыя Козельск стал “злым городом”. После взятия город был полностью уничтожен, а все его жители погибли.
Козельск был отстроен на новом месте, с 1246 года вошел в Карачевское княжество и вскоре стал удельным городом. В 1480 году город вновь сожгли монголо-татары после стояния на Угре. Потомки козельских князей вошли в историю как князья Горчаковы, в их числе был и Александр Михайлович Горчаков, канцлер Российской империи, товарищ Пушкина и один из виднейших отечественных дипломатов, защищавший позиции России на дипломатической службе.
В начале XVI века Козельск сыграл важную роль в при создании Большой засечной черты - линии обороны южных рубежей Руси. Укрепления Козельска защищали от крымских татар вплоть до середины 17 века. А следующий воинский подвиг города случился в годы Великой Отечественной войны: через Козельск прошла Белевско-Козельская наступательная операция декабря 1941-го - января 1942 года.
В 2009 году Козельск стал городом воинской славы; это единственный случай, когда статус был получен за события, происходившие еще в Древней Руси - в 1238 году, когда маленький Козельск семь недель сдерживал полчища Батыя.
Сегодня оборонную вахту в Козельске несет находящаяся в городе 28-я Гвардейская дивизия РВСН.
Козельск - оплот православия. Козельск и духовный поиск связаны еще с языческих времен, когда появился “козельский каменный крест”. Скорее всего, это был идол язычников-вятичей, который превратили в крест с появлением христианства. По легенде, он был поставлен на захоронении жителей города, погибших во время нашествия Батыя. В наше время его можно увидеть в городском парке.
Но больше известен Козельск как город, рядом с которым расположены монастыри - оплоты православия. В четырех километрах от города находится Свято-Введенская Оптина пустынь - мужской монастырь, славу которого составили оптинские старцы. Еще в 12 километрах дальше стоит женский монастырь - Казанская Амвросиева пустынь в Шамордино. Те, кто хочет попасть в эти святые места, держат путь через Козельск, а часто в нем и останавливаются.
Козельск - лесной город. Само название города связано с лесом: в прошлом он именовался Козелеск или Козлеск. А его первое упоминание в летописи тоже имеет отношение к лесу: в лесу скрывался князь Святослав Ольгович после поражения в междоусобицах, а затем отправился через Козельск навстречу Юрию Долгорукому, своему союзнику. Оборонительная Засечная черта также непосредственно связана с лесом: она создавалась из деревьев, поваленных, но не выкорчеванных с корнем, чтобы ее труднее было разобрать врагу.
Сегодня леса вокруг Козельска - это часть национального парка Угра, одного из красивейших мест в центральной России. А к югу от города - территория заповедника “Калужские засеки”. С природой этих мест можно познакомиться в Музее леса и Доме природы в Козельске.
Козельск - “правильный город”. Когда ходишь по улицам Козельска, становится понятно, что основное его население - люди военные. Четкая квадратная планировка однотонные здания, отсутствие яркой рекламы - это облик центра города. Рядом с мэрией - знаменитый “каменный крест” и панно, отображающее памятные моменты истории города. Дальше от центра - деревянные домики и аккуратные парки. Найти кафе, работающее после 16 часов, проблематично.
Из общей правильной картины выбивается река Другуска с многочисленными изгибами и прекрасными видами по берегам. А еще - сказочный парк “Вихляндия”, фантастические сооружения которого поражают детей и взрослых.
Чекалин/Лихвин - самый маленький город России.
Там, где сейчас находится городок Чекалин, стоял древний город Девягорск, исчезнувший с лица земли во время нашествия Батыя. По легенде, жители героически оборонялись от врага и устраивали дерзкие вылазки, поэтому город был назван Лихвиным. Вновь город Лихвин возник на арене истории в 1563 году, когда Иван Грозный обустраивал Большую засечную черту и построил здесь кремль-детинец квадратной формы с шестью башнями на высоком берегу Оки. Сейчас кремль (конечно, копия) строится заново на деньги, полученные по федеральному конкурсу обустройства малых городов. Глаз уже радуют деревянные башни и часовня. И даже туристы появляются.
При первом взгляде Лихвин-Чекалин больше похож не на город, а на полузаброшенную деревню. Однако это настоящий город со всеми признаками уездного центра: дворянское собрание, пожарная часть, купеческие особняки и даже тюрьма, в которой давно нет заключенных. Лихвинскую больницу строил уникальный человек Федор Лисицын - он был врачом и архитектором одновременно.
В 1944 году Лихвин стал Чекалиным: он получил новое имя в честь расстрелянного 16-летнего партизана Александра Чекалина. От советского времени, кроме имени города, сохранился памятник Ленину. Есть почта и администрация, но банка нет. Вместо больницы - амбулатория на двух врачей. Неудивительно: в городе осталось всего 900 жителей. Однако попытка превратить его в село не увенчалась успехом: жители встали грудью на защиту своего городского статуса. В последние годы здесь организуют фестивали: "Окский плёс", "Передвижение", возродилось молоко “Чекалин”.
Производства в городе практически нет, поэтому город делает ставку на туризм. Действительно, самый маленький город России может привлечь жителей мегаполисов своей атмосферой тишины и самобытности.
Белев - столица пастилы
Город Белев, находящийся в 40 километрах от Чекалина, совсем не похож на него. И на Коломну - другую столицу пастилы - тоже не похож. На улицах - деловито спешащие люди, на домах - кричащая реклама. Да, небольшой Белев сохранил традиции купеческого города. Недаром белевскую пастилу знают во всей России.
Пастила - это уже четвертый вариант того, чем богат и славен Белев. Первым был центр удельного княжества, второй - оборона: уже знакомое нам место в Засечной линии. Третьей стала торговля, однако с тех пор, как железная дорога обошла город, а Ока обмелела, Белев стал терять позиции. И тут на помощь пришла пастила. “Ту самую” пастилу из антоновских яблок выпустил в 1888-м Амвросий Прохоров. Его фабрика не сохранилась, и сегодня “настоящую” белевскую пастилу производят несколько предприятий в Белеве, во всей Тульской области и даже за ее пределами. Старожилы предпочитают пастилу местного хлебозавода, а “белевскую” пастилу, которую чаще всего можно купить в Москве, выпускают… в городе Истра Московской области.
Зато вокруг города - масса яблоневых садов, и их цветение в мае поражает красотой и ароматами.
В отличие от пастилы, традиционное белевское кружево плетут на коклюшках действительно в Белеве.
Белевские монастыри называют местным Ватиканом. Спасо-Преображенский мужской и Крестовоздвиженский женский монастыри радуют золотом куполов и разноцветьем корпусов. Монастыри и окружающие их улицы с деревянными домами кажутся островом спокойствия посреди суматошного Белева.