Круглый стол «Креативные практики сохранения и развития живого наследия: возможности формирования интерактивной карты»
Круглый стол состоялся 24 мая в Общественной палате РФ. Участники - эксперты по креативной экономике, туризму, культурному наследию - обсудили основные направления работы по проекту “Мост в будущее: креативные практики сохранения и развития живого наследия”, который выполняется на платформе “Живое наследие”
Круглый стол открыл основатель платформы "Живое наследие", председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов. Он рассказал об основных вехах развития платформы “Живое наследие” и охарактеризовал задачи, стоящие на новом этапе ее развития.
С апреля 2021 года платформа “Живое наследие” реализует новый проект “Мост в будущее: креативные практики сохранения и развития живого наследия”. В фокусе интересов нового проекта - локальные сообщества, которые на основе воспроизводства "культурного кода" создают новые культурные практики, креативные индустрии и общественные пространства. Среди задач нового проекта - инвентаризация и описание малоизвестных на национальном уровне локальных сообществ и культурных практик, обучение их членов и организация обмена опытом, содействие в выработке антикризисных стратегий и новых форм инновационных услуг. Проект обращен прежде всего к организаторам креативных сообществ: хранителям наследия, краеведам, мастерам народных промыслов, лидерам культурных учреждений и экскурсионных бюро, организаторам фестивалей и др.
В своем выступлении Андрей Максимов обратил внимание на то, что исследование креативных практик и креативных сообществ - это новая сфера, для которой пока четко не очерчен предмет и отсутствует устоявшаяся терминология. Он призвал участников круглого стола поделиться своим опытом и предложить пути для реализации задач нового проекта.
Генеральный директор Креативной лаборатории “Территория дизайна” Майя Свистухина рассказала о креативных пространствах и креативных кластерах, об их роли в развитии туризма и городской среды, о различиях между этими понятиями.
Главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики ВШЭ Дмитрий Замятин предложил рассматривать креативную экономику с позиции геокультуры и ввести понятие “геокультурный кластер”. Наталия Белякова, руководитель коммуникаций программы «Родные города» компании «Газпромнефть», обратила внимание на роль платформы “Живое наследие” как агрегатора инициатив социального бизнеса. Елена Королькова, директор по Маркетингу музея РЖД (Санкт-Петербург), рассказала об опыте взаимодействия музея и туроператора и пригласила провести следующее, более углубленное обсуждение в Санкт-Петербурге .
Также выступили Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий и маркетинговым коммуникациям Коммуникационного агентства АГТ, Марина Шерешева, профессор экономического факультета МГУ, Дмитрий Лисицын, руководитель направления Центра социального проектирования “Платформа”, Игорь Варфоломеев, эксперт по инновациям, Андрей Хмелевский, эксперт, Татьяна Бисерова, директор по внутреннему и въездному туризма туроператора Премьера Тревел (Санкт-Петербург).
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, Андрей Максимов еще раз отметил предложил первый вариант классификации креативных сообществ и пригласил участников круглого стола к участию в рабочей группе по исследованию региональных креативных кластеров.