По диким бурятским степям Забайкалья
Провинциальные зарисовки Андрея Максимова по следам экспедиции "Дальневосточный экспресс". Часть четвёртая. Первозданная Бурятия.
Если на запад и юг от Улан-Удэ нас встречают скалы и сопки, то на восток открывается ровная монотонная степь. Отъехав всего 10-20 км от столицы Бурятии, попадаем в край действительно дикой природы, где глаз схватывает неведомые дали с ярким запахом чабреца и вкраплениями буддийской культуры в состоянии какой-то особой изначальности...
Впрочем, местный культурный ландшафт сформирован не столетие-полтора назад. Именно по этим степям стала разгуливать та самая песня "Бродяга". Тогда же здесь творили выдающиеся буддийские учителя.
Ацагатский Дацан сегодня кажется "миражом в пустыне". Ощущение, что ты где-то в Тибете, Непале или Мьянме - никакого привычного для российского глаза визуального ряда. Только пики белоснежных храмов и ступ (субурганов) в степи, "гималайские" домики и скульптуры ботхисатв.
На рубеже и в начале XX века именно в этих местах творили историю Бурятии. Здесь встречали императора Николая. Великий лама Агван Доржиев получил образование и статус в Тибете, привёз в Бурятию 3 великих буддийских святыни - атлас тибетский медицины, сандалового Будду и книгу молитв. А лама-лекарь Чойнзон-Доржо Иролтуев совершил великому князю Михаилу первую в мире операцию по пересадке лёгкого.
Сегодня в главном храме Ацагатского монастыря монахи ведут особенно колоритную службу, отбивая музыку в "литавры и барабаны". А в музее Агвана Доржиева экскурсии ведёт самая воодушевленная женщина планеты, энергетический уровень рассказа которой на фоне восковых статуй бурятских святых просто не передать словами...
Ещё немного проехав по степи, попадаешь в этнографический комплекс "Степной кочевник". Бурятские юрты с натуральной утварью здесь соседствуют с юртой-выставкой современных портретов обитателей Земли. Рядом вас ждут национальные игры, катание на лошадях и верблюдах, стрельба из кочевого лука и, наконец, обучение танцу Йохор.
Ну а на десерт - самая вкусная бурятская кухня. Шулен - супчик с лапшой, буузы (бурятские "менты"), боовы (хворост) и самогон на кедровых орешках, после которого в танец Йохор можно пуститься вновь.
В общем, где как не здесь, в Ацагате, попробовать пряный вкус Бурятии, где запах сливок приправлен богородской травой...
Фото: Андрей Максимов, Александр Никулин