Войти
Меню

Шилка, Нерчинск и Сретенск - города русской истории в Забайкалье

2020-09-23

Проехав по Транссибирской магистрали до станции Шилка, экспедиция “Дальневосточный экспресс”остановилась в трех старейших городах Забайкальского края - Шилке, Нерчинске и Сретенске.

Рассказывает участник экспедиции Петр Скоробогатый: “Первым городом стала Шилка - небольшой железнодорожный городок на 15 тысяч жителей в Забайкальском крае, 240 километров от Читы. Городок жив благодаря Транссибу. Здесь депо и станция, за рабочие места на железной дороге идёт серьёзная конкуренция. Но, как правило, молодежь стремится уехать хотя бы в Читу. Активны местные предприниматели, которые параллельно с федеральными грантами вкладывают в благоустройство. Деньги заработали тут же - на производстве мебели, плитки, поставки инструментов из Германии, лечении от алкоголизма. За пределами Транссиба жизни мало. Уже 30 километров от Шилки на север начинаются малозаселённые территории, охота и собирательство, тунгусы-эвенки и чёрные золотодобытчики с нравами 90-х”.

Самый старый сохранившийся храм города -  храм  святых Апостолов Петра и Павла, построен в 1908 году, за годы советской власти успевший побывать даже спортзалом. В городе полным ходом ведется благоустройство. Участники экспедиции обратили внимание на многочисленные воинские мемориалы, среди них - целый самолет МИГ-15. 

 
 
 
 

Из Шилки участники экспедиции поехали в Нерчинск, город с богатой историей. Он ведет свой отсчет от острога, построенного в середине XVII века. Вскоре здесь вырос сереброплавильный завод  и уже в 1696 году Нерчинск стал городом.

Петр Скоробогатый: “Нерчинск - столица освоение Забайкалья, волей случая уступившая это звание небольшой Чите. А позже Транссиб прошёл мимо, мимо прошёл газопровод, торговые пути и внимание постсоветского государства. Но сто лет назад здесь была цивилизация, торговля и промышленность. Многочисленные торговые лавки, спиртовые заводы, металлургия, даже небольшое автомобильное предприятие. Все благодаря меценатам купцам Бутиным. В их шикарном доме находится великолепный музей с убранством 19 века. В центре много красивой исторической архитектуры”.

 
 
 
 

В Нерчинске сохранилось первое каменное здание, построенное к востоку от Байкала. А визитной карточкой  города стал огромный особняк торговца и промышленника Михаила Бутина.  

Дальше, продвигаясь вглубь Забайкальского края, путешественники доехали до Сретенска, одного из пяти самых старых городов Забайкалья. Он расположен на реке Шилке, соединяющейся с Амуром и системой рек нескольких регионов.

Петр Скоробогатов: “В своё время здесь расцветала торговля, было несколько банков, большое судостроительное предприятие. В советский период - огромный сельскохозяйственный сектор, кормивший весь край. В 2000-х вывели ещё и воинскую часть. На этом жизнь умерла окончательно. Сейчас осталось одна золотодобыча, хотя есть ещё масса доказанных залежей ископаемых, в первую очередь серебра. Но работать некому, инвестиции не идут даже в ресурсодобычу. Район потерял за постсоветское время половину населения, сейчас на гигантскую территорию осталось примерно 15 тысяч человек. Большая часть раскидана по вымирающим селам, куда часто можно добраться только по реке - на стареньких речных судах типа "Заря" 1976 года или по льду. В центре города шикарные купеческие дома в неплохом состоянии. Есть перспектива для развития туризма, но для этого нужна кооперация нескольких районов, чтобы создавать однодневный тур на удалении от Транссиба”.

И в Нерчинске, и в Сретенске до наших дней дошли бывшие купеческие дома -  так что в городе есть, что посмотреть. Очень живописны окрестности Сретенска, в горах можно найти древние пещеры и минеральные источники. Но впечатлением дня для наших путешественников стала прогулка по реке Шилка близ Сретенска. 

Рассказывает участник экспедиции Александр Никулин: "Широкая река, по обе стороны сопки, покрытые лесом. Нам повезло оказаться здесь в золотую осень, да еще и поймать закатный свет. Виды восхитительные! И мы идем среди всего этого великолепия на видавшем виды теплоходе «Заря» 1976 года постройки. Обычно «Заря» доставляет жителей труднодоступных деревень, но нам удалось совершить на нем небольшую обзорную экскурсию».

 
 
 
 
 

Из Сретенска экспедиция направилась на станцию Куэнга, откуда на поезде по Транссибирской магистрали путь лежал дальше на восток. Населенных пунктов в этой части страны немного, переезды между ними все длиннее, поэтому все больше времени участники проводили в поезде. 

Следующую часть пути экспедиция проделала на знаменитом поезде “Россия” Москва-Владивосток. 

Впечатлениями о поездке в этом поезде делится Александр Никулин: 

“Поезд оказался достаточно комфортным и оставил хорошее впечатление. С 2020 года он состоит из новых двухвагонных сцепов, которые поставили с февраля этого года. В комфортных купе есть USB-розетки, в вагоне - кулеры, а самое главное - бесплатный душ в каждом вагоне. Это актуально, так как поезд идет семь дней. И для наших путешественников, которые проводят в поездах несколько ночей подряд, душ тоже оказался кстати. Но хотя на борту есть WiFi, связь появляется только вблизи населенных пунктов“. 

 

Фото: Александр Никулин

Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru