Войти
Меню

Затаённая в лесу столица (Каникулы на Русском Севере, часть 4)

2021-01-05

 В период своего расцвета Сольвычегодск  был на самом краю обжитого мира. За ним начинались непролазные леса и диких зверей стаи... 

И сегодня город не близко - поезд от Москвы до Котласа идёт 21 час. А на родине «ласкового кота» (придумали тут и такого персонажа) зимник по Северной Двине не работает. Нужно ехать в соседнюю Коряжму к понтонному мосту для переправы через Вычегду. За местным ЦБК леса по-прежнему непролазные, но вдруг из тьмы нашего вечера вырастает город с дворцами и храмами столичного/мирового уровня и масштаба.

Туристов, интересующихся, что посмотреть в Сольвычегодске, даже немного жаль. Не у всех запланировано достаточно времени, чтобы как следует оценить здешние жемчужины русской старины. И они уезжают с сожалением об упущенных впечатлениях

Центром цивилизации это место стало в 1517 году, когда начинающий предприниматель Аника Строганов поставил здесь соляные варницы и начал отсюда освоение Урала, а потом и Сибири. А через 40 лет, уже будучи патриархом отечественного бизнеса, Аника с сыновьями выстроил Благовещенский собор (как у Грозного в Кремле), создав одну из главных в Сольвычегодске и Архангельской области достопримечательностей.

Будучи едва ли не первым (и, видимо, самым большим) каменным храмом на Русском Севере, собор и сегодня сражает наповал своими исполинскими размерами и богатством внутреннего содержания. Став музеем в 1919-м, это сокровище культуры спасено и поныне. Это фамильный храм Строгановых, в нем захоронены главы рода, собраны семейные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30-метровый в высоту летний храм весь расписан фресками, абсолютно весь. Напротив алтаря – изображение Страшного суда. Про него говорят: «самый страшный суд» в мире. Босх отдыхает при виде этой достопримечательности Сольвычегодска.

Справа от входа ангелы, слева - демоны. Но вот чертенок догоняет праведника и на «благочестивой» стороне, да пойман черт копьем ангела. А вот «добрый блудник» норовит перейти на сторону зла, но чаша добра на весах перевешивает, как ни давит весы нога нечисти.  

Сам алтарь - невероятная коллекция икон строгановской школы. В центре - удивительный «Христос с предстоящими и припадающими». Рядом - царские врата поразительной резьбы и эмали, висят паникадила из паутины древесных кружев. Алтарь считается лучшим произведением русского искусства времен Бориса Годунова и с тех времен стоит без подновления!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собрание Сольвычегодского музея в зимнем храме - шедевральная выставка всех видов строгановского искусства. Строгановские иконы - яркие и светлые, с невероятно живыми эмоциями героев в движении и лицах. Ярмарка краски - красной, жёлтой, синей, зелёной... Обилие клейм со сценами жития (до 20-40 и более). Илья пророк на красной колеснице огненных коней, Царевич Дмитрий со слёзным лицом, Богоматерь Грузинская и Ее сын, проникающие взорами в глаза друг друга... Кажется, что фраза «мы долгое эхо друг друга» появилась ещё тогда!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впечатляют деревянные церковные скульптуры не хуже пермских - вот Георгий Победоносец оседлал коня круче Жанны Д'Арк. Рядом - образцы усольской эмали, которую здесь учат рисовать на музейных мастер-классах, мечтая возродить промысловую школу. В обилии - золоченная по золоту кружевная скань, картины резаные по дереву и моржовой кости, книги в золотом переплёте.

Шедевры лицевого шитья золотом - создавались даже жёнами Строгановых: драгоценные нитки искусно наносились верхним слоем, не цепляя ткань (невзначай - экономия драгоценностей богатейшего в России рода). И когда мы невзначай провели аналогии с музеями Московского Кремля, хранитель музея не удивилась – «ну да, многие нас называют северной Оружейной палатой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квинтэссенция духа музея - объект, скромно названный «Киот 1620 г.». В реальности под видом скромной подставки для икон нам явлено сокровище скульптуры и декоративного искусства. На трехэтажных «ставнях» с навершием-закомарой выделаны по золоту и серебру и чернь, и скань, и резьба, и басма. Все это собрано в единую композицию, над которой явно работал и архитектор, и несколько разнопрофильных мастеров. Этакий дворец для икон в миниатюре.

XVII век- это расцвет строгановской империи со столицей в Соли Вычегодской. Новый импульс её развитие получает при Григории Дмитриевиче Строганове - сподвижнике Петра I и спонсоре его мегапроектов (вроде Северной войны или строительства новой столицы).

И хотя интересы Строгановых перемещаются то в Нижний, то в Питер, ещё до петровских прожектов Григорий Дмитриевич затевает свое эпохальное сооружение. Не окно и не форточку, а эдакий «тайный ход» в Европу из самого Предуралья.

Уже в 1693-1694 гг. (в параллель с нарышкинским Храмом Покрова в Филях) в Соли Вычегодской вырастает новый Введенский собор - более европейский, чем любое здание тогдашней России. Строгановские мастера едва ли не превзошли в творческом использовании голландизмов последующую питерскую архитектуру, но оставили отпечаток «русской сборки» в гармонии с естеством Русского Севера.

Интерьер этой достопримечательности Сольвычегодска поражает не меньше внешнего облика. 8-ярусный иконостас по буйству барочного декора отделывался золотом словно по вкусу испанских или португальских королей времен расцвета освоения Америки. А иконы в нем - писаны как будто в мастерских Тинторетто или Мурильо.

Напомним: Сольвычегодск, 1693й от Рождества Христова. Всего 5200 км. от Мадрида. И 7200 км. от Пекина, куда уже доходят русские грузы... Почти центр мира.  

Зимой Сольвычегодск еще глубже погружается в загадочный и уютный флер старины. И хотя здесь осталось 1800 жителей (а три века назад было более 500 одних только купцов!), он не выглядит совсем уж захолустьем. Санаторий на целебных солях, говорят, творит чудеса похлеще пятигорских. Не только позвоночник и нервы восстанавливает, но даже детей помогает родить (местные свидетельствуют).

Помимо «аккуратной деревни» по окраинам - центральная улица с каменными домами позапрошлого века хранит купеческий дух. Тут и благоустройство по федеральному конкурсу горсреды, и магазин «Пятёрочка». В особняке купца Жданова открылась гостиница «Купеческая», для размещения туристов открываются «Строганов-парк» и «домик Сталина» (вождь народов здесь проходил политическую ссылку).

Директор Сольвычегодских музеев Максим Черных приехал сюда в 2006-м из Архангельска, семью создал, сына вырастил. «Не скучно нам здесь - среда приятная, работа затягивает. Храним наследие, отправляем шедевры на выставки в Москву и Париж. И перспективы есть - не солью единой же живём. У нас здесь и чугун на Руси одни из первых плавить стали. Занимаемся сейчас «железной темой» - её пока только в Скандинавии музейщики развивают, а у нас - мы первые. Как-никак, а мы прародина российской промышленности».

Жаль, стоит без дела дом купцов Пьянковых - городская усадьба масштаба «Склифа» - Странноприимного дома в Москве. Вот в нем бы идеально разместилась экспозиция музея. Но нужно 600 млн. руб. на реставрацию и приспособление. Это пока никто не тянет...

Но зато соль все равно бьёт ключом. Вот у Введенского собора на берегу Солёного озера стоит деревянная башенка неизвестного происхождения. Тоже памятник архитектуры, XX век. А возле нее соорудили недавно фонтан из солёной целебной воды. Зима на дворе, а фонтан не мёрзнет.  

Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru