Войти
Меню

Затерянный в горах аул-призрак Гамсутль

2020-10-21

Затерянный в горах аул Гамсутль перестаёт быть призраком. Ещё недавно это было лучшее место для социальной изоляции. Чтобы попасть на высоту 1636 метров, надо взбираться пешком на вершину, кажущуюся недосягаемой. Но отныне каждый час уже десятки людей самоотверженно восходят на Гамсутль.

 
 
 

Фото: Андрей Максимов

 

Когда 1,5 года назад на форуме "Сообщество" аварские активисты настаивали на его включении в топ-500 главных достопримечательностей проекта “Живое наследие”, о крепости на вершине за пределах Дагестана мало кто знал. А во время нашей поездки мы поучаствовали в запуске волонтёрской недели - ребята расчищают заброшенный аул, как никогда сегодня востребованный путешественниками.

 

 
 
 

Фото: Андрей Максимов

 

Название "Гамсутль" в переводе означает "У подножья ханского дворца". Что за дворец и какого хана был выстроен на неприступной вершине - сегодня никто не скажет. Может, бежали от эпидемии, может, от войны. Но как поселились здесь люди несколько тысячелетий назад, так и жили до 2015 года.

 

Ещё в 50-60х годах XX века аул активно строился. Прямо к скале крепили стены из камня и самана - смеси глины и соломы. Здесь жили полторы сотни людей, пасли коров и овец на склонах гор. Здесь работала не только начальная школа, но даже роддом! Воду поднимали в кувшинах их родника на 420 метров вверх. Печки топили кизяком-коровьими лепешками.

 

 
 
 

Фото: Андрей Максимов

 

В 70х такие условия стали казаться невыносимыми, из Гамсутля побежали в низины и города. 90е "добили" аул и в нем остался один житель - Абдулжалил Абдулжалил, упорно не желавший уезжать отсюда. Дети вывозили старика домой, но он бежал обратно в горы. Содержать пчёл, собирать их мед и угощать им первых туристов, которые стали добираться в аул-призрак.

 

Умершего в 2015м "мэра Гамсутля" похоронили в соседнем Чохе, а в его доме до сих пор стоят оставленные им на веранде стулья, развешанные на верёвке вещи, бутылки в стене и кухонная утварь.

 

 

Фото: Андрей Максимов

 

Фото: Александр Никулин

 

Говорят, у каждого дома в ауле есть собственники - уезжая в города горцы чтят свои оставленные родовые "имения". Но вот внимание "хозяев" в этом ауле совсем не чувствуется. Да и юридических прав на Гамсутльские постройки, видимо, ни у кого нет - в советское время право на дом записывали в книге колхозной, а после собственность здесь уже никто не оформлял.

 

 
 
 

Фото: Александр Никулин

 

Отсюда и риски - никто ничто здесь не защищает. У уникального "кавказского Мачу-Пикчу", о котором рассказать бы в Юнеско, нет никакого охранного статуса. Официально - он не объект культурного наследия, даже регионального или местного значения. Юридически здесь можно все снести и перестроить!.. А ведь наплыв гостей уже к этому движет. Зачем все эти глиняные дома, если есть бетон и пластик? И требования Роспотребнадзора надо же выполнять!?.. 

 

Привезённые местным лидером Зауром Цохоловым добровольцы пока чистят дорожки, до домов не добрались. Хотя в доме последнего жителя напрашивается музей горного быта, новое "обживание" Гамсутля, кажется, уже не за горами... Но пока аул стоит нетронутым величественным монументом, реющим над глубокими ущельями и синевой рек словно гордый большой кавказский орёл.

А пару недель назад сюда приезжали снимать "Орла и решку". А это значит - надо спешить увидеть Гамсутль настоящим... 

 

 

Фото: Александр Никулин

 

Фото: Андрей Максимов

Живое наследие
"Живое наследие" — это проект об уникальных местах, культурных брендах и путешествиях по России. Туристические маршруты и календарь событий для путешественников
Контакты:
Телефон:+7 926 210-99-71, Электронная почта: info@livingheritage.ru