Нижняя Ока: маршрутами экспедиции “Живого Наследия”
Мы уже рассказывали о созревании нового туристского маршрута “Велика-Ока”, удивительного богатого и на культурно-исторические памятники, и на красоты природы. Лучше всего известна туристам его средняя часть - от поэтической Тарусы, через слияние Оки с Москвой-рекой у Коломны, до Есенинского Константинова и Рязани. Про менее известное Верхнеочье мы недавно писали. А сегодня рассказ об экспедиции Живого Наследия к Нижней Оке - из Москвы, через старообрядческий Егорьевск, лесные дали и исполинские храмы Мещеры, к русско-татарскому Касимову, былинному Мурому, заблудившемуся во времени Гороховцу. Пройдя через Московскую, Рязанскую и Владимирскую области, закончился маршрут экспедиции по Оке в Нижнем Новгороде. Но Нижний - это отдельная история.
Егорьевск: по следам староверов
Те, кто не знает, какие сокровища таит Егорьевск, скорее всего считают его очередным типовым городом на восточных окраинах Подмосковья. Они ошибаются: гуляя на улицах Егорьевска, углубляясь в его историю, можно встретить настоящие жемчужины, вспомнить Барселону (шедевры модерна), Англию (Биг Бен и Хогвартс) и Петербургскую Кунсткамеру.
С 17-го века эти края пришли старообрядцы - выходцы из Москвы. Сперва они заселили Гжель, а затем - Гуслицкую волость, где расцвела локальная культура староверов: церкви, традиции, узоры, пение и даже пиво. Гуслицкая роспись, в отличие от синей Гжели - пестрая, разноцветная. Гуслицкие песнопения называются крюковым (крюки - вместо нот использовали), они сохранились до наших дней.
Нынешний Егорьевск - это бывшее село Егорье-Высокое. Название село получило по храму Георгия Победоносца. Построенный в 1882 году, он претендует на звание самого большого старообрядческого храма в мире. По другой версии название пошло от жителей, которые славились своим умением объегоривать еще с времен Орды. По легенде село находилось на границе Владимирского и Рязанского княжества, и сборщиков дани уверяли, что уже уплатили все положенное другому князю. Так или иначе, при Екатерине село стало городом и получило характерную для того времени регулярную планировку.
А в конце 19 века начинается бурный рост коммерческой и индустриальной активности. Растут ткацкие фабрики, растут доходы коммерсантов-староверов, растет город, вырастают постройки в модном для того времени стиле модерн. Гигантское здание Хлудовской фабрики украшают часы - “Егорьевский Биг-Бен”, башенки Мариинского монастыря - почти как в Московском кремле, а здание механико-электротехнического училища сравнивают с Хогвартсом.
Егорьевский промышленный и строительный бум связан с фамилией фабрикантов Бардыгиных - Никифора, городского головы, и его сына Михаила. Дело их рук - и упомянутое училище, и музей. Местный музей начинался как собрание технологических диковинок - своего рода Кунсткамера. Изучая их, вспоминаешь версию о происхождении города от слова “объегорить”. В Егорьевском историко-художественном музее - наследнике музея времен Бардыгиных - есть стекло, которое вы примете за фарфор, несъедобные курица и хлеб, стакан, из которого пьют, а количество напитка при этом не уменьшается. Сегодняшний музей создает новые диковинки, используя виртуальную реальность и прочие современные технологии. В нем вы можете “напечатать” пряник и даже поговорить с зеркалом. А еще полюбоваться гуслицкими узорами, которыми оформлен музей.
А за стенами музея кипит жизнь. На старинных улицах и восьмиугольной центральной площади - бары, тусовки и качели на пешеходной зоне. Так что пока для нас закрыта Барселона, можно съездить потусоваться в Егорьевск. Не самая плохая альтернатива.
К Оке через Мещеру: храмы-гиганты Тумы и Гусь-Железного.
Егорьевск - это все еще Подмосковье с его активностью и суетностью. А за ним начинается настоящая Мещёра: леса, леса, редкие деревни и силуэты храмов. Дома в Мещерских деревнях часто выкрашены зеленым - под цвет леса, а извилистые наличники напоминают причудливые узоры листвы. Но туристов больше привлекают не наличники, а чудо-фигуры в музее деревянного зодчества, что расположен около Спас-Клепиков. Созданный по инициативе банкира Владимира Грошева, музей запоминается гигантскими насекомыми ростом с человека, истуканами и прочими невиданными созданиями.
А ближе к Оке можно увидеть два храма-исполина, которые ожидаешь встретить где угодно, но только не в Рязанской глуши. По размеру и масштабу эти удивительные храмы достойны российских - и не только российских - столиц.
В поселке Тума храм Живоначальной Троицы высится среди скопища придорожного общепита. Непросто понять, что здесь делает гигант, который может вместить 3 тысячи человек - больше половины населения сегодняшней Тумы. Но еще более удивительно внутреннее убранство храма, где можно увидеть алтарь белого мрамора, пол с красивой плиткой, фрески работы учеников знаменитого Васнецова.
Во времена, когда строился храм (росписи относятся к 1910 году), Тума была процветающим торговым селом, здесь было свое депо, проводились ярмарки. Сегодня в Туме сохраняет традиции хлебозавод, выпускающий Тумские пряники и “молочных мишек”. А храм собирает на воскресную службу до 300 прихожан. Не так уж и мало.
А дальше по трассе - еще один Храм Живоначальной Троицы - в поселке Гусь-Железный; он кажется даже масштабнее своего Тумского собрата. Но это - совсем другая история и совсем другая архитектура. Строили храм в Гусь-Железном на деньги фабриканта из знаменитого клана Баташевых, а по архитектуре этот шедевр псевдоготики не имеет аналогов на Руси и напоминает скорее английское аббатство. Не зря создание храма приписывают Василию Баженову - имена других архитекторов, способных создать такое чудо, просто не приходят в голову.
Вот такие сюрпризы таит Рязанская Мещёра…
Касимов: Татарстан на Руси
В 1152 году были основаны сразу два русских города под названием Городец. Первый расположен на Волге, близ Нижнего Новгорода; сегодня он известен своими росписями, разнообразными промыслами и многочисленными музеями, которые им посвящены. Второй Городец - Мещерский - сегодня называется Касимов. Он известен прежде всего своим татарским колоритом, и за образом “Татарстана на Руси” скрыто немало важных и сложных смыслов.
Каким образом город в глубине Руси оказался столицей татарского ханства? Произошло это в 1452 году, во время княжения Московского князя Василия Второго Темного. Василий, попал в 1445 году в Ордынский плен, получал помощь от Касыма, сына Казанского хана. В благодарность он отдал Городец Мещерский Касыму в качестве вассального удела, и город прекратился в Касимов - столицу Касимовского ханства. Такова официальная версия - а была ли помощь, или Касимов стал выкупом за освобождение князя из плена, теперь уже не узнать. По другой версии, Касимовское ханство образовалось, когда Казанское ханство распалось на более мелкие, а потом перешло от Казани под власть Москвы.
Еще один Касимовский хан вошел в русскую историю - Симеон Бекбулатович: тот самый, которого Иван Грозный посадил на царский престол, когда сам формально отрекся от него в 1575 году. Так что Касимовский Хан хоть и номинально, но почти год был Великим князем всея Руси.
В течение двух с лишним веков Касимов был своего рода татарским государством внутри русского. Москва несколько раз меняла его главу, выдвигая нового хана то из казанских, то из крымских, то из астраханских татар. Но все Касимовские ханы были не просто татарами, но и прямыми потомками Чингисхана.
В наше время на бывшей главной площади “татарского Касимова” сохранилась старая мечеть, на минарет который поднимаются туристы, чтобы посмотреть город, и ханский мавзолей. А скоро должен появиться памятник знаменитой Сююмбике, жизнь которой может стать основой для нескольких сезонов сериала.
Имя Сююмбике носит башня - символ Казани. Эту легендарную последнюю правительницу Казанского ханства Иван Грозный после покорения Казани насильно отдал в жены Касимовскому хану. Здесь она и умерла в 1557 году.
Последней правительницей Касимова тоже была женщина - Фатима-Султан. Когда она умерла в 1681 году, Касимовское ханство было ликвидировано.
И еще одна женщина из Касимова попала в историю. “Касимовскую невесту” Ефимью Всеволожскую в 1647 году выбрал в жены царь Алексей Михайлович во время смотра невест. Однако, как известно, “жениться по любви не может ни один король” - и царь тоже не может. Боярские интриги сделали свое черное дело и царь женился на другой. А Касимовская невеста умерла в 27 лет, и о ее печальной судьбе напоминает лишь сувенирный магазин “Касимовская невеста” на Соборной площади города.
Туристский потенциал города велик, но пока еще не раскрыт. Здесь отлично сохранились православные церкви, причем в облик некоторых из них причудливо вплетены исламские мотивы, корпуса торговых рядов, каменная и деревянная застройка уездного городка. Но главная ценность Касимова - конечно, Ока - с ее прекрасными видами, пляжами и набережной со старинными особняками. Речники всегда были в почете в городе: здесь были судоремонтные мастерские, стоянки теплоходов.
Сегодня экономику Касимова поддерживает завод цветных металлов, вносит свой вклад и малый бизнес, которому по силам, к примеру превратить закрытый ресторан в модный хостел. Возможно, возрождение былой славы Касимова не за горами.
Муром - город из былин.
Былинное прошлое Мурома то и дело проглядывает сквозь будни современного промышленного города и железнодорожного узла. Мифы и предания берут верх над суровой реальностью, и порой кажется, что в Муроме сказка действительно становится былью и невозможное возможно. С самого основания Мурома невероятные истории прочно вплетаются в "городскую ткань".
Муром упоминается с 862 года (древнее - некуда), а самый знаменитый его житель - конечно же, Илья Муромец, который, как известно, сидел на печи (страдал от паралича?), а будучи исцеленным, сразу же оказался богатырем. Другие известнейшие персонажи из Мурома - Петр и Феврония, превратившиеся в символ любви и верности. В старинной легенде все не так просто: крестьянка Феврония была готова исцелить князя Петра, только если он на ней женится. Изначально князь ее обманул, но потом понял свою ошибку. Эта история не помешала им жить долго и счастливо, умереть в один день и чудесным образом воссоединиться после смерти.
Чудеса в Муроме происходят и по сей день. К примеру бывшая москвичка Мария Майстрова приехала в Муром 8 лет назад и в первый же день встретила своего будущего мужа. Она осталась жить здесь, стала директором отдела туризма и вместе с мужем развивает творческий туризм в Муроме. Не иначе как Петр с Февронией помогли… Жители города могут рассказать немало чудесных историй об обретении в Муроме семейного благополучия, богатырского здоровья и успеха в бизнесе.
Даже суровый реалист скорее всего удивится белым и красным лотосам у Спасо-Преображенского монастыря, недалеко от места, где находятся мощи Ильи Муромца. Откуда взяться лотосам в Муроме? Нет ответа. К слову: монастырь этот - самый древний в России: его история ведет отсчет с 1096 года.
Любитель гастрономического туризма будет рад мастерским, где он своими руками слепит муромский калач - совсем не похожий на калачи из других городов: он сдобный, воздушный и напоминает скорее пирожное. Кстати, именно калач изображен на гербе города. Неудивительно, если три калача стоили как корова. Правда неизвестно, какого размера были эти калачи: может быть, тоже с корову или чуть меньше? Известно лишь, что к своему дню рождения Петр Первый заказал в Муроме триста таких калачей. Современные калачи весят не больше пары килограммов. А еще в Муроме выпекают кекс “сладкий Агнец”.
Лучшие места для купания в Муроме - близ села Карачарова, на родине былинного богатыря. Искупавшись, можно осмотреть источник, описанный в былине, и дом самого Ильи. Но если нет времени на поездку в Карачарово, можно искупаться в центре Мурома и слушать перезвон колоколов прямо из реки Оки. А искупавшись (осторожней - быстрое течение!), стоит прокатиться на речном трамвайчике.
У мэра города Евгения Рычкова не только облик богатырский, но и планы развития туризма в Муроме. Он собирается организовать фэмилибилдинг - аналог тимбилдинга, только для семей. Опыт самоизоляции подсказывает, что этот вид проведения досуга может оказаться очень востребованным. Местом для него может стать территория заброшенного завода на берегу Оки. А еще в Муроме планируют создание целого меню “богатырской кухни”; в ее основу можно положить кашу и Муромский квас, которыми сейчас угощают туристов. А еще хотят привлечь туристов и паломников, чтобы остановившись в Муроме, они совершали путешествия по святыням и памятникам Дивеева, Касимова, Гороховца.
Мы с вами направляемся как раз в Гороховец - последнюю остановку в нашем путешествии по Оке.
Гороховец: город как машина времени
Гороховец - из тех редких городов, путешествие в которые - как прогулка во времени. Причем прогулка не по застывшему музейному времени и не по подделке - а по живому, ухоженному городку, где прекрасно чувствуют себя здания и сооружения самых разных эпох.
В Гороховце можно пообщаться с царем Горохом, продегустировать гороховые лепешки, кашу и кисель. Правда горох к названию города не имеет отношения: Гороховец был основан в 12 (по другим данным, в 13) веке, когда никакого гороха на Руси не знали. Название связывают с холмами (горами), на которых строился город, и с лесами вокруг, в которых можно было “ховаться” от врагов.
Но если вспомнить выражение “при царе Горохе” - то есть, давным-давно, то название города очень хорошо ему подходит: оно отражает напластования стародавних времен и эпох, сохранившихся в Гороховце. Представьте себе: во всей России осталось 20 каменных палат - памятников допетровских времен. Из них больше трети - семь - в маленьком Гороховце! Город богател торговлей по реке Клязьме в Оку, и купцы не жалели денег на каменные хоромы. Даже при Петре Первом, когда по всей Руси ради возведения новой столицы каменное строительство было запрещено, Гороховец получил льготу и белокаменные купеческие палаты росли вплоть до 19 века.
Во всем мире туристов водят на самую узкую улицу. В Гороховце впору искать самую крутую и узкую лестницу - таких немало в купеческих палатах. Ходите осторожней, чтобы погружение в купеческий быт обошлось без травм.
Не покидая Гороховец, можно перенестись в начало 20 века - эпоху модерна. Деревянные сказочные терема, “Дом с русалками” поражают воображение. Так же, как и наличники, хотя это уже модерн.
А когда мы наконец вернемся в наше время, то изумимся фонтану “Высоцкий”: это больше, чем фонтан, это еще светомузыкальное шоу с песнями всенародно любимого барда.Спонсор - представитель местного бизнеса. Ресторан “Вертикаль” по соседству дополняет тему Высоцкого.
Вне времен - спокойное течение реки Клязьмы, тихая набережная, заливные луга, холмы, благодаря которым Гороховец получил свое имя. А на холмах наступает смешение эпох - от монастыря до горнолыжного комплекса.
А в городе продолжается жизнь, в которой люди уже привыкли идти на работу мимо купеческих палат из другой эпохи. Может быть, благодаря неповторимой атмосфере Гороховца они остаются здесь, не покидают город ради столиц?